Pages:     | 1 |   ...   | 4 | 5 ||

«Е. Б. Гусев, В. Г. Сурдин. Г96 Расширяя границы Вселенной: история астрономии в задачах: Учебно-методическое пособие для учителей астрономии и физики и студентов физико-математических ...»

5.87. Автором описанного наблюдения был английский астроном Фрэнсис Бейли (1774—1844), по имени которого явление получило название чёток Бейли. Это явление возникает в момент касания краёв дисков Луны и Солнца во время полного солнечного затмения, когда лучи Солнца проходят между горами на краю лунного диска.

На вид чёток также оказывает влияние явление иррадиации света, связанное в физиологией нашего зрения.

5.88. Описано наблюдение хромосферы. Её цвет определяется излучением красной водородной линии Н (=656 нм).

5.89. Они видели протуберанцы на краю солнечного диска.

5.90. Пояснение этого явления содержится в заключительной части цитаты из Клейна:

Зависит он [красноватый оттенок] от того, что незначительное количество солнечных лучей, проскользнувши около поверхности нашей планеты и преломившись в земной атмосфере, проникает внутрь тени и падает на Луну. Проходя через плотный слой атмосферы, солнечный свет становится красноватым. Этим объясняется великолепная розовая окраска, какую приобретает наше земное небо в часы утренней и вечерней зари.

5.91. Эта гипербола (в литературном смысле) Ньютона относится к судьбе комет.

5.92. Римский философ Луций Анней Сенека (ок. 4 до н. э. — 65 н. э.).

5.93. Пророческие слова о кометах как движущихся космических объектах написаны римским поэтом Манилием, жившим ещё раньше Сенеки, более двух тысяч лет назад.

5.94. Ньютон представлял себе межпланетный эфир как инертную, неподвижную среду, окружающую Солнце. Эта среда возмущалась влиянием самой кометы и только в том месте, где находилась комета (подобно раскалённой кочерге, сунутой в снег и вызывающей вырывающуюся из отверстия струю пара). В современной физике понятие эфира отвергнуто. Но межпланетная среда действительно существует: в основном это выброшенная Солнцем замагниченная плазма (солнечный ветер), с большой скоростью удаляющаяся от него независимо от присутствия кометы. Испарившееся с поверхности кометного ядра вещество отталкивается в направлении от Солнца давлением солнечного ветра, действующего на ионизованные атомы и молекулы газа, а также давлением солнечного света, действующего на мелкие твёрдые частицы (пылинки) кометного вещества.

5.95. Кометы, как и все объекты Солнечной системы, движутся, подчиняясь законам Кеплера, а в более широком смысле — законам механики. В конце XIX века ещё не было известно, что орбиты комет — эллипсы, хотя у некоторых из них эксцентриситеты очень близки к единице. Вольности в движении комет связаны с неучтёнными гравитационными возмущениями со стороны планет, а также с действием негравитационных сил, например, реактивного давления испаряющихся с поверхности ядра газов. Изменение внешнего вида комет определяется действием Солнца и физическими процессами в их ядрах.

5.96. Комета теряет своё вещество в основном вблизи перигелия, проходя рядом с Солнцем. Поэтому блеск периодических комет уменьшается с течением времени по мере истощения их вещества. Чем реже комета возвращается к Солнцу, тем медленнее она теряет вещество. Поэтому яркие кометы — это объекты с большими периодами обращения.

5.97. Подобные кометы, тесно приближающиеся к Солнцу, теперь называют царапающии кометами. Например, комета 1965f Икейя— Секи тоже обогнула Солнце вблизи его поверхности и не изменила своей орбиты. После прохождения перигелия у неё появился гигантский хвост.

5.98. Эрос представляет собой вытянутое тело, ось вращения которого почти перпендикулярна к направлению наибольшего размера.

Когда ось вращения близка к лучу зрения земного наблюдателя, сильные колебания блеска исчезают. Небольшие колебания блеска связаны с неровностями поверхности астероида, отбрасывающими тени.

5.99. В эпоху Кеплера в успешном решении вопроса о форме планетных орбит и о законах, которым подчиняется их движение, Марс играл главную роль, так как его орбита более других вытянута, т. е. заметнее отличается от круговой. В то же время, Марс, как ближайшая верхняя планета, удобен для наблюдений.

5.100. В полном объёме задача, поставленная перед наукой Эйнштейном, до сих пор не решена. Частично на вопрос почему природа в данный момент такая, а не иная? отвечают эволюционные науки, такие, как геология, биология, эволюционные разделы астрономии — космогония и космология. Для более глубокого понимания происхождения и развития космических тел и Вселенной в целом необходимо дальнейшее развитие астрофизики и физики элементарных частиц.

Возможно, к решению этой глобальной проблемы укажет путь антропный принцип.

Если в толковании какого-либо понятия встречаются выделенные курсивом слова, то их толкование также можно найти в этом разделе в общем алфавитном порядке.

а. е. — астрономическая единица.

кпк — килопарсек (1000 парсеков). =55 секунд.

Мпк — мегапарсек (1 млн. парсе- — знак Солнца; например, М — каталог звёздных скоплений — географическая долгота места и туманностей, опубликован- наблюдения.

ный в 1782 г. французским — прямое восхождение.

астрономом Шарлем Мессье. — склонение.

NGC — каталог звёздных скоп- m — звёздная величина; например, лений и туманностей (New and clusters), опубликованный лесный угол, покрывающий английским астрономом Йоха- на небе, к примеру, квадратном Дрейером в 1888 г. ную площадку со сторонами d — сутки; например, 8,5d =8 суровно 41253.

ток и 12 часов.

3,75h =3 часа 45 минут. вия, находящаяся на небе на пеm — минута; например, 31m = ресечении двух больших кругов— Аберрация оптическая — искаже- ческий объект, например, Солнце ние изображения, построенного или Земля.

объективом оптического прибора. Апертура — входное отверстие объВ зависимости от причины и ха- ектива телескопа, т. е. его главрактера искажения различают ного зеркала или линзы. Обычно следующие А. о.: астигматизм, так называют диаметр (реже — дисторсия, кома, кривизна поля, площадь) этого отверстия. Дейхроматическая аберрация, сфе- ствующая А. — диаметр той части рическая аберрация. объектива, попав на которую, свет Азимут — угол между небесным проходит сквозь всю оптическую меридианом наблюдателя и вер- систему и достигает приёмника тикальным кругом, проходящим излучения. Апертурный синтез — через небесный объект. В астро- метод, позволяющий наблюдать номии А. измеряют от точки юга объект одновременно несколькив сторону запада, а в морской на- ми телескопами, объединяя совигации, географии и геодезии — бранное ими излучение.

от точки севера к востоку. Поэто- Апогей — наиболее удалённая от му астрономический и геодезиче- Земли точка орбиты Луны или ский А. различаются на 180. искусственного спутника Земли.

Альбедо (от лат. albedo, белиз- Астероиды — малые планеты, имена) — доля света, отражаемая по- ющие, как правило, неправильверхностью тела. Например, лун- ную форму и обращающиеся воная поверхность отражает около круг Солнца в основном между 7% падающего на неё солнечно- орбитами Марса и Юпитера; эту го света, т. е. её А. равно 0,07. область называют Главным пояА. Земли около 0,40, а Венеры — сом астероидов. Орбиты некотооколо 0,75. рых А. пересекают орбиту Земли, Альт-азимутальная монтировка — что делает возможным их столкустановка телескопа, позволяющая новение с нашей планетой.

ему поворачиваться вокруг двух Астрономическая единица — едиосей: вертикальной оси азимута ница измерения расстояний в асти горизонтальной оси высоты. рономии, удобная для измерений Слежение за небесным объектом в пределах Солнечной системы.

при этом осуществляется путём А. е. чрезвычайно близка к средодновременного вращения теле- нему расстоянию между Землёй скопа вокруг двух осей с пере- и Солнцем, т. е. к большой поменной скоростью. луоси земной орбиты; 1 а. е.= Антиапекс — точка на небесной =149 597 870 км.

сфере, диаметрально противопо- Афелий — наиболее удалённая от Апекс — точка на небесной сфе- Блеск звезды или яркость звезре, в направлении которой дви- ды — традиционные астрономижется в пространстве астрономи- ческие термины для обозначения потока излучения, приходящего от светила в единицу времени точек земной поверхности, в кона единицу поверхности Земли. торых среднее солнечное время, Болид — очень яркий метеор, ино- соответственно, на 1, 2, 3,... часа гда наблюдаемый даже днём, часто отстаёт от гринвичского. Обычно оставляющий после себя дымный города и прилегающие к ним обласлед и сопровождаемый звуковы- сти живут по времени ближайми явлениями; нередко заканчи- шего среднего меридиана. Линии, вается падением метеоритов. разделяющие зоны с различным Большая полуось — половина наи- официальным временем, называбольшего диаметра эллипса. ются границами часовых поясов.

Время всемирное — среднее сол- Обычно они следуют не строго нечное время гринвичского мери- вдоль меридианов, а совпадают диана. Обозначается UT (англ. с административными границами.

Universal Time). В летние месяцы в некоторых страВремя декретное — официально нах для более полного использоваустановленное время в городах и ния светлого времени суток вводитстранах. Например, зимой в России ся летнее время, опережающее на официальное время на 1 час опере- 1 час В. п. или зимнее декретное жает поясное время, а летом (в пе- время, если оно отличается от В. п.

риод введения летнего времени)— Время среднее солнечное — часона 2 часа. В. д. вводят для более пол- вой угол среднего солнца, увелиного использования дневного све- ченный на 12 часов. Когда средта, особенно в летние месяцы года. нее солнце на меридиане, В. с. с.

Время звёздное — часовой угол равно 12 час пополудни.

точки весеннего равноденствия; Высота — угловое расстояние неравен нулю в момент её верхней бесного объекта от горизонта накульминации. блюдателя.

Время истинное солнечное — ча- Галактический экватор — большой совой угол Солнца; измеряется к круг небесной сферы, проходящий западу от небесного меридиана; 15 вдоль средней линии Млечного Пути.

соответствуют 1 часу. Момент пере- Галилеевы спутники Юпитесечения Солнцем меридиана назы- ра — четыре крупнейших спутнивают истинным полуднем. В. и. с. пока, открытые Галилеем в 1610 г.

казывают простые солнечные часы. и названные С. Мариусом Ио, Время поясное — время, установ- Европой, Ганимедом и Каллисто.

ленное по международному согла- Главная последовательность — осшению для того, чтобы по всей пла- новная группировка звёзд в виде нете отличие местного времени от диагональной полосы на диаграмвсемирного составляло целое чи- ме спектральный класс — светисло часов. Вся поверхность Земли мость или температура поверхразделена приблизительно вдоль ности — светимость (диаграмма меридианов на 24 часовых пояса. Герцшпрунга—Рассела).Эта полоса Средние меридианы часовых поя- проходит от ярких и горячих к сов проходят по долготам 15, 30, тусклым и относительно холодным звёздам. В ней концентрируется большинство звёзд, поскольку соот- календаря служит именно этот год.

ветствующие ей физические усло- Горизонт астрономический (или вия отвечают самому длительному математический, или истинэтапу в их эволюции, на котором ный) — большой круг небесной в ядре звезды протекают термоядер- сферы, равноудалённый от зениные реакции с участием водорода. та и надира наблюдателя. ПлосГод високосный — год, содержа- кость Г. а. перпендикулярна лищий 366 солнечных суток; в ныне нии отвеса и служит основной действующем григорианском ка- плоскостью в горизонтальной силендаре устанавливается путём стеме небесных координат, в ковведения даты 29 февраля в те года, торой направление на светило заномера которых делятся на 4 (на- даётся азимутом и высотой (или пример, 1996 г. был В. г.). Если же зенитным расстоянием, дополняющим высоту до 90 ).

данным годом заканчивается столетие, то високосным он считается Двойная звезда — две звезды, вилишь в том случае, если делится димые на небе близко друг к друна 400. Так, 1800 г. и 1900 г. не были гу. Если звёзды действительно В. г., а 2000 г. — был. Название расположены рядом и связаны високосный связано с тем, что силой тяготения, то это физив Древнем Риме в качестве доба- ческая Д. з., а если видны рявочного 366-го дня года дублиро- дом в результате случайной провался 6-й день мартовских календ екции, то оптическая Д. з..

(за 6 дней до 1 марта), называв- Диаграмма Герцшпрунга—Рассешийся bi-sextus, т. е. второе шестое. ла — диаграмма, показывающая Год сидерический или звёздный — связь между цветом (или спеквремя, необходимое Земле для одно- тральным классом) и светимого оборота вокруг Солнца, который стью звёзд различного типа.

начинается и заканчивается на ли- Дисперсия света — разложение нии, проведённой из центра Солн- сложного света при помощи стеца в фиксированном направлении клянной призмы или дифракна небесной сфере; равен 365,2564d. ционной решётки на отдельные Год календарный—интервал време- цветные лучи, идущие в различни, близкий к тропическому году, ных направлениях и образующие но, из соображений удобства граж- на экране спектр, цветную полосданского календаря, содержащий ку с постепенным переходом цвецелое число суток. В юлианском и тов от красного к фиолетовому.

григорианском календарях использу- Долгота эклиптическая — одна из ют два типа Г. к. — простой (365d) координат в эклиптической систеи високосный (366d), которые чере- ме: угол, измеряемый вдоль эклипдуются по определённым правилам. тики в сторону движения СолнГод тропический — интервал вре- ца по эклиптике между точкой мени между двумя последователь- весеннего равноденствия и мериными прохождениями Солнца дианом, проходящим через небесчерез точку весеннего равноден- ное светило и полюса эклиптики.

166 АСТРОНОМИЧЕСКИЕ ТЕРМИНЫ З

Законы Кеплера — три закона дви- тень от одного из тел ложитжения планет вокруг Солнца, откры- ся на другое. Наиболее известны тые Иоганном Кеплером в 1609— солнечные и лунные З.

1619 гг. на основании многолетних В моменты солнечных З. Луна наблюдений за положением планет, закрывает от нас Солнце. Если диск проделанных Тихо Браге в конце Луны полностью закрывает диск XVI в. Кеплер нашёл, что: 1) пла- Солнца, то это полное З. Если Луна нета движется по эллипсу, в фоку- закрывает лишь часть солнечного се которого расположено Солнце; диска, то это частное З. Если же 2) скорость планеты меняется так, в момент, когда центры дисков что её радиус-вектор (отрезок, со- Луны и Солнца совместились, единяющий планету с Солнцем) тонкий ободок солнечного диска за равные промежутки времени оказался незакрытым (поскольку заметает равные площади; 3) ку- в этот момент угловой диаметр бы средних расстояний планет от Луны меньше, чем Солнца), то таСолнца пропорциональны квадра- кое З. называют кольцеобразным.

там периодов их обращения вокруг В моменты лунных З. земная Солнца. Позже, на основании зако- тень ложится на Луну. Лунные нов механики и всемирного тяго- затмения тоже бывают полные и тения, И. Ньютон дал объяснение частные в зависимости от того, поЗ. К. и уточнил, что при движении покрывает земная тень весь лунный двух тел под действием взаимного диск или только его часть. Если земгравитационного притяжения: 1) ор- ная тень не касается лунного диска, битой может быть не только эллипс, но проходит вблизи него, происхоно и другие конические сечения— дит полутеневое лунное З. В этот гипербола и парабола; 2) плоскость момент для наблюдателя на Луне орбиты неизменна; 3) отношение Земля закрывает собой часть солкуба среднего расстояния между нечного диска; говорят, что на Луну телами к квадрату периода их ложится полутень Земли. Если же взаимного обращения пропорци- земная полутень покрывает лишь онально сумме масс этих тел. Ес- часть Луны, то это частное полули в системе более двух тел, то теневое лунное З. (заметить его формально эти законы неверны. глазом очень сложно).

Однако, если масса одного из тел Звёздная величина — физическая подавляюще велика (в Солнечной величина, характеризующая колисистеме это Солнце), то З. К., чество света, приходящего от неуточнённые Ньютоном, хорошо опи- бесного объекта к наблюдателю.

сывают истинное движение тел. Например, в звёздных величинах Затмение—ситуация, когда три не- указывают видимый блеск звёзд.

бесных тела располагаются на од- При этом блеск одного светила ной прямой. При этом наблюда- указывают путём его сравнения с тель, находящийся на одном из этих блеском другого, принятого за этател, может видеть, как другие два лон. Шкала З. в. логарифмическая.

токах света, приходящего от изме- приёмником света. В данном слуряемого и эталонного источников. чае видимая означает наблюНапример, от 100 звёзд 6-й З. в. даемая, кажущаяся.

к нам приходит столько же света, А б с о л ю т н а я З. в. указывасколько от одной звезды 1-й З. в. ет, какую видимую З. в. имело бы Разность в 1 З. в. соответствует светило в том случае, если бы расотношению потоков света в 5 100 стояние от Земли до него составляло 2,512 раза. Обозначают З. в. ла- 10 парсеков и при этом отсутствовало тинской буквой m (от лат. magnitu- бы межзвёздное поглощение света.

do—величина) в виде верхнего ин- Таким образом, абсолютная З. в., декса справа от числа. Направление в отличие от видимой, позволяет шкалы З. в. обратное, т. е. чем боль- сравнивать истинные светимости ше значение, тем слабее блеск объ- небесных объектов.

екта. Например, звезда 2-й З. в. (2m) Зенит — точка небесной сферы, примерно в 2,512 раза ярче звезды расположенная вертикально над 3-й З. в. (3m) и в 2,5122 =6,310 головой наблюдателя.

раза ярче звезды 4-й З. в. (4m ). Зодиак — зона на небе шириной называют просто — звёздная ве- содержащая видимые пути Солнличина) определяет поток света, ца, Луны и планет. Она прохокоторый наблюдатель фиксирует, дит через 13 созвездий и делится непосредственно изучая объект. Яс- на 12 знаков З.

но, что наблюдаемая яркость звезды Зодиакальный свет — слабое сиязависит не только от реальной мощ- ние, протянувшееся вдоль эклипности её излучения, но и от рассто- тики. Лучше всего его видно сразу яния до неё. Шкала видимых З. в. после окончания (или непосредстведёт начало от звёздного каталога венно перед началом) астрономиГиппарха (до 161 — ок. 126 до н. э.), ческих сумерек в той части неба, в котором все видимые глазом звёз- где зашло (или восходит) Солнце.

ды впервые были разбиты на 6 клас- Возникает из-за рассеяния солсов яркости. У звёзд Ковша Бол. нечного света на межпланетМедведицы блеск около 2m у Веги около 0m. У особо ярких светил в плоскости Солнечной системы.

значение З. в. может быть и отри- Квадратура — такое положение цательным: блеск Сириуса около Луны или планеты, при котором 1,5m (т. е. поток света от него её эклиптическая долгота отличается от долготы Солнца на 90.

в 4 раза больше, чем от Веги), а блеск Венеры в некоторые моменты Кома — один из видов аберрации почти достигает 5m (в это время оптической.

поток света от неё почти в 100 раз Комета — малое тело Солнечной больше, чем от Веги). Подчеркнём, системы, в основном состоящее из что видимая З. в. может быть из- льда и пыли. Приближаясь к Солнмерена как невооружённым гла- цу, ледяное тело К. разогревается зом, так и с помощью телескопа и начинает испаряться, окутывая с фотопластинкой или другим себя газо-пылевой атмосферой — комой. Под давлением солнечно- Кульминация — прохождение свего света и частиц солнечного ве- тила через небесный меридиан. Петра это вещество уносится от ядра ресекая меридиан в верхней К., К., образуя длинный хвост. звезда (или планета) имеет макКорона — внешняя часть солнеч- симальную высоту, а в нижней ной атмосферы, протянувшаяся на К. — минимальную и может намиллионы километров над фото- ходиться под горизонтом.

сферой; её подразделяют на внеш- Лимб — видимый край диска Лунюю К., видимую только в моменты ны, Солнца или планеты.

полных солнечных затмений, и вну- Лучевая скорость — проекция вектреннюю К., которую можно на- тора скорости объекта на луч зреблюдать с помощью коронографа. ния наблюдателя; её считают полоКоронограф—телескоп для наблю- жительной, если объект удаляется дения солнечной короны в периоды от наблюдателя, и отрицательной— между затмениями. В его фокусе, если приближается. Например, изгде объектив строит изображение меряя смещение линий в спектрах Солнца, находится круглая заслон- небесных тел (эффект Доплера), аска — искусственная Луна, за- трономы определяют, приближакрывающая изображение яркой ются они или удаляются, т. е. изфотосферы, но оставляющая види- меряют компонент скорости, намой корону. На космических теле- правленный по лучу зрения.

скопах и наземных телескопах Нередко Л. с. называют радис системой адаптивной оптики альной скоростью.

используют з в ё з д н ы й К., Межзвёздное поглощение света— в котором затемняется изображе- ослабление оптического излучение яркой звезды для поиска в её ния, распространяющегося сквозь окрестности слабых объектов: межзвёздную среду. Рассеяние и позвёзд-спутников, планет или око- глощение света происходит в основлозвёздного газо-пылевого диска. ном из-за межзвёздной пыли, поэтоКрон (или кронглас)—лёгкий сорт му оно достигает максимального оптического стекла; отличается значения в направлении на плотменьшим коэффициентом прелом- ные газо-пылевые межзвёздные обления, но большей дисперсией, чем лака, сконцентрированные в дису стекла сорта флинт. Линзы из ке Галактики. В окрестности Солнца кроновых и флинтовых сортов сте- в плоскости Галактики М. п. с.

кла совместно используются для изготовления ахроматических объек- пройденного светом расстояния.

тивов, свободных от хроматической Межзвёздная среда — крайне разаберрации. Простейший такой объ- реженное вещество, заполняющее ектив представляет комбинацию пространство между звёздами в гаположительной кроновой и отрица- лактике. Основные компоненты тельной флинтовой линз, склеен- М. с.—это атомы и молекулы газа, а ных обращёнными друг к другу также мельчайшие твёрдые частиповерхностями одинаковой кри- цы космической пыли. Поскольку более 95% массы М. с., её часто редко имеют при этом в виду лишь называют межзвёздным газом. половину большого круга, обраМетеор—вспышка или светящийся щённую в ту сторону горизонта, след, остающийся на мгновение где светила испытывают верхнюю после разрушения небольшого кос- кульминацию (в Северном полумического тела (метеороида), вле- шарии это южная сторона неба, тевшего в атмосферу Земли. Гре- а в Южном — северная).

ческое слово meteora означает Небесный экватор — большой круг атмосферное (или небесное) явле- небесной сферы, равноудалённый ние. В народе М. называют пада- от северного и южного полюсов ющими звёздами. Как правило, ме- мира; лежит в плоскости земного теороиды—это частицы комет или экватора и служит основанием астероидов. Влетая с большой ско- экваториальной системы небесростью в атмосферу Земли, эти ча- ных координат.

стицы от трения раскаляются и за- Окулярный микрометр — прибор, ставляют светиться окружающий устанавливаемый на окулярном воздух, оставляя за собой яркий конце телескопа и позволяющий след — М. Наиболее мощные М. — измерять угловой размер наблюдаболиды—бывают видны даже днём. емого объекта и его ориентацию Метеорит (в переводе с греческого относительно меридиана. По конкамень с неба)—твёрдое тело ес- струкции различают нитяные О. м., тественного происхождения, упав- О. м. со звездой сравнения, О. м.

шее на поверхность Земли из кос- двойного изображения, звёздные моса. Различают каменные, желе- интерферометры и др. Простейший зо-каменные и железные М. Обыч- из них — нитяной О. м. У него в фоно они имеют вес от нескольких кальной плоскости окуляра распограммов до нескольких килограм- лагаются две параллельные нити мов. Крупнейший из найденных— (обычно из паутины): одна непожелезный М. Гоба — весит 60 т. движная, а вторая натянута на рамБольшинство М. представляют со- ке, которая перемещается поворобой осколки астероидов, но не- том микрометрического винта. Разкоторые М., возможно, попали на двигая нити, измеряют размер объЗемлю с Луны и даже с Марса. екта, например, расстояние между Надир — точка небесной сферы, компонентами двойной звезды. А порасположенная вертикально вниз ворачивая весь прибор вокруг опот наблюдателя, в направлении, тической оси телескопа, измеряют противоположном зениту. ориентацию объекта относительНебесный меридиан (лат. meridia- но направления на полюс мира.

nus, полуденный) — большой круг Ось мира — прямая, проходящая небесной сферы, проходящий че- через центр небесной сферы парез зенит наблюдателя и точки раллельно оси вращения Земли.

северного и южного полюсов мира. Вокруг О. м. совершается видимое Пересекается с горизонтом в точ- суточное движение небесных светил.

ках севера и юга. Иногда его на- Параллакс — видимое смещение зывают просто меридиан и не- более близкого объекта на фоне

170 АСТРОНОМИЧЕСКИЕ ТЕРМИНЫ П

более далёких при перемещении ной сферы с осью мира, проходянаблюдателя с одного конца не- щей через наблюдателя параллелькоторой базы на другой её конец. но оси вращения Земли. При наНапример, полугодовое перемеще- блюдении неба кажется, что все ние Земли по орбите вызывает замет- светила обращаются вокруг П. м.

ный П. у близких звёзд, не превы- Попятное движение — видимое пешающий, однако, 1. Если угол П. ремещение планет на фоне звёзд с (обозначается как или p) мал и востока на запад, т. е. в направлевыражен в радианах, а длина пер- нии, обратном перемещению Луны пендикулярной к направлению на и Солнца. Кинематические причины объект базы составляет B, то рассто- П. д. у внутренних и внешних (по яние до объекта равно D=B/. отношению к орбите Земли) плаПри фиксированной базе сам па- нет разные. Движение внутренних раллактический угол может слу- планет — Меркурия и Венеры — жить мерой расстояния до объекта. меняется с прямого на попятное и В прошлом П. обозначался бу- обратно в силу того, что земной наквой. Но в последнее время, блюдатель находится вне их орбичтобы не путать П. с известной ма- ты; при этом движение самого натематической константой, его ста- блюдателя не имеет решающего знали обозначать буквой p. чения. Напротив, П. д. внешних плаПарсек — расстояние до объек- нет наблюдается лишь по причине та, параллакс которого при базе перемещения самой Земли, оперев 1 астрономическую единицу со- жающей внешнюю планету в эпоху ставляет 1 ; П. равен 3,26 свето- её противостояния. С точки зревого года или 3,086·1016 м. Рань- ния земного наблюдателя, внешше сокращённое обозначение П. няя планета большую часть времев русской литературе было пс, ни перемещается с запада на восно теперь его заменили на пк, ток, но незадолго до противостоячтобы не было совпадения с обо- ния останавливается и начинает значением пикосекунды. двигаться с востока на запад, доПепельный свет Луны — тёмная стигая максимальной скорости в часть Луны, слабо освещённая сол- момент противостояния. Через ненечным светом, отражённым Зем- которое время её П. д. прекращаетлёй. Особенно заметна в период ма- ся и после стояния сменяется прялых фаз Луны, сразу после новолу- мым. Существование П. д. связано ния, когда к Луне обращена почти с законом тяготения Ньютона, из вся освещённая Солнцем поверх- которого следует, что с удалениность Земли. ем от Солнца уменьшается скоПеригей — ближайшая к Земле рость движения планет по круготочка орбиты Луны или искус- вым орбитам.

ственного спутника. Прецессия—коническое движение Перигелий — ближайшая к Солн- земной оси вокруг полюса эклипцу точка орбиты планеты. тики с периодом около 25 800 лет, риальное вздутие Земли. Вслед- пример, для потока параллельных ствие П. небесный экватор пово- метеоров это точка на небе, из корачивается с тем же периодом в на- торой они выходят, т. е. в которой правлении суточного движения пересекаются их продолженные светил, а точки его пересечения назад траектории.

с эклиптикой (точки равноденст- Равноденствия точки — две точки вия) перемещаются навстречу види- небесной сферы, в которых эклипмому годичному движению Солнца тика пересекает небесный экватор.

по эклиптике со скоростью около Переходя из южного полушария 50 в год, делая более ранними в северное, Солнце проходит через (предваряя) моменты равноден- точку весеннего равноденствия ствий. Слово прецессия проис- 20 или 21 марта, а обратно — чеходит от латинского praecessio — рез точку осеннего равноденствия Предварение равноденствий де- всей Земле Солнце перемещается лает тропический год короче сиде- по небу от восхода до заката почти рического (звёздного) года. К то- ровно за 12 часов и, следовательно, му же, медленное изменение ори- везде продолжительность дня и ночи ентации небесного экватора и пе- одинакова. Через точку весеннего ремещение точки весеннего рав- равноденствия проходят нулевые ноденствия вызывает изменение меридианы в эклиптической и экваэкваториальных координат всех ториальной системах координат.

небесных светил. Именно поэтому Около 2000 лет назад, когда астров астрономических каталогах и ат- номия складывалась как наука, ласах указывается эпоха, для кото- эта точка располагалась в созвезрой приведены координаты звёзд. дии Овна. В результате прецессии Противостояние — такое расположение планеты, что её долгота к западу и теперь находится в соэклиптическая отличается на 180 звездии Рыб. Точка осеннего равот долготы Солнца. В П. планета пе- ноденствия раньше была в Весах, ресекает небесный меридиан в пол- а теперь находится в Деве.

ночь, располагается ближе всего к Светимость—мощность излучения Земле и имеет максимальный блеск. небесного тела, т. е. количество Прямое восхождение — угол, изме- энергии, излучаемой им за едиряемый к востоку вдоль небесного ницу времени.

экватора от точки весеннего равно- Световой год — расстояние, котоденствия до меридиана, проходя- рое свет проходит в вакууме за щего через полюс мира и небес- 1 земной (тропический) год; составляет 9, 46·1015 м или 0,307 пк.

ное светило.

Радиант — точка перспективы, из Сидерический период обращения которой кажутся выходящими объ- или вращения (лат. sidereus, звёздекты, параллельно движущиеся в ный)—период, определённый в несторону наблюдателя, или в кото- вращающейся системе координат;

рой сходятся траектории объектов, как было принято раньше говоудаляющихся от наблюдателя. На- рить — относительно звёзд.

172 АСТРОНОМИЧЕСКИЕ ТЕРМИНЫ С

Синодический период обращения обозначаемых буквами O, B, A, F, или вращения (греч. synodos, со- G, K, M, L и T. Дополнительные брание, соединение)—период, опре- классы R, N и S отражают вариаделённый относительно движущей- ции химического состава холодных ся Земли; из-за движения Земли звёзд. Промежуток между соседнипо орбите не совпадает с сидериче- ми классами делится на 10 подкласским периодом. Так, синодический сов — от 0 до 9 — с ростом в стоп. о. экваториальных слоёв Солн- рону уменьшения температуры.

ца—26,8d, а сидерический—25,4d. Наше Солнце имеет С. к. G2.

С. п. о. планеты вокруг Солнца ра- Среднее солнце — воображаемая вен времени между её двумя после- точка, равномерно движущаяся с задовательными одноимёнными кон- пада на восток по небесному эквафигурациями, например, нижними тору, и совершающая полный обосоединениями. Для движения по рот относительно точки весеннего круговым орбитам можно полу- равноденствия в течение тропическочить связь между синодическим (S) го года. Введено как вспомогательи сидерическим (T) периодами ное расчётное средство для установпланеты: для нижних планет 1/S= ления однородной шкалы времени.

=1/T1/T0 для верхних планет Стояние — кажущаяся остановка 1/S =1/T0 1/T, где T0 — сиде- в видимом движении планеты при рический период Земли, т. е. её переходе от прямого движения Склонение — угловое расстояние Сумерки—время суток, когда Солнсветила к северу (со знаком +) це находится под горизонтом (перед или к югу (со знаком —) от не- рассветом или после заката), но вибесного экватора. ден солнечный свет, рассеянный Солнцестояния точки — две точки в верхних слоях земной атмосферы.

на эклиптике, в которых Солнце в Сутки — единица времени, равная 86 400s. Исторически С. возтечение года достигает максимального и минимального склонения. никли как период видимого двиОколо 22 июня Солнце проходит жения Солнца на небе Земли.

точку летнего С., где его склоне- Сутки звёздные—промежуток врение +23,5, а около 22 декабря мени между двумя последовательпроходит точку зимнего С., имея ными верхними кульминациями Спектральные классы звёзд—температурная последовательность клас- на звёздные часы, минуты и секунсов звёзд, выделяемых по характе- ды. Звёздный час короче общепринятого часа на 9,86s. Как единица ру их спектров. С. к. з. тесно связаны с температурой (и в меньшей сте- времени С. з. употребляются редпени—с плотностью и химическим ко, в основном при организации составом) звёздных атмосфер. Диа- астрономических наблюдений.

пазону эффективных температур Сутки истинные солнечные — прозвёзд от 50 000 до 2000 К соответ- межуток времени между двумя поствует последовательность С. к. з., следовательными кульминациями Солнца. Продолжительность С. и. с. Хроматическая аберрация — разв течение года изменяется прибли- мытие и окрашенность краёв у зительно от 86 399,7s до 86 400,4s. изображения, построенного линзоЭто происходит из-за неравномер- вым объективом, возникающее ности годичного движения Солнца из-за разной степени преломления по эклиптике и вследствие наклона лучей различного цвета.

эклиптики к небесному экватору. Часовой угол — угловое расстояТерминатор — линия, отделяющая ние, измеренное вдоль небесноосвещённое полушарие Луны го экватора на запад от небесили планеты от неосвещённого. ного меридиана до часового круТочка весеннего равноденствия — га, проходящего через избранную см. равноденствия точки. точку на небесной сфере. Ч. у.

Фаза—определённая стадия в пери- звезды равен звёздному времени одическом изменении видимой фор- минус прямое восхождение этой мы освещённого полушария Луны звезды. Выражается в часовой мере или планеты. Например, Ф. Луны — это новолуние, первая чет- Эксцентриситет орбиты — число, верть, последняя четверть, полно- характеризующее форму орбиты луние. Ф. Луны выражается чи- космического тела, в том случае, сленно как отношение площади если её можно представить одним освещённой части видимого дис- из конических сечений (круг, элка ко всей его площади: 1 — пол- липс, парабола, гипербола). Э. о.

нолуние, 0 — новолуние, 0,5 — обозначается латинской буквой e первая и последняя четверти, и т. п. и выражается через отношение Ф. затмения — доля диаметра большой (a) и малой (b) полуосей орбиты: e2 =1b2/a2. При диска Солнца (или Луны), закрытая затмевающим объектом e=0 орбита круговая, при 0e (т. е. Луной или тенью Земли). 1 — эллиптическая, при e=1 — Флинт — тяжёлый сорт оптиче- параболическая, при e1 — гиского стекла, содержащий в боль- перболическая.

шом количестве окись свинца; Эклиптика — видимый путь Солнотличается большим коэффицица на небесной сфере в течение ентом преломления, но меньшей тропического года; большой круг дисперсией, чем у стекла сорта крон. в плоскости земной орбиты.

Фотосфера — непрозрачный ниж- Экстинкция (лат. exstinctio, гашений слой атмосферы Солнца, ко- ние)—полное ослабление света при торый мы видим в оптический его прохождении сквозь вещество, телескоп и воспринимаем как например, сквозь земную атмосфеповерхность Солнца. Толщина Ф. ру, вызванное процессами поглокм, температура в ней щения и рассеяния квантов.

уменьшается с высотой от 8— Элонгация — угловое расстояние 10 тыс. К до 4300 К. От других между двумя точками небесной слоёв Солнца Ф. отличается ми- сферы. Для планеты — разность нимальной температурой и низ- эклиптических долгот планеты кой степенью ионизации газа. и Солнца.

Загадки для знатоков.—М.: Знание. Клавдий Птолемей: II век н. э. — Сборник Русского исторического Б р о н ш т э н В. А., 1990.

общества. — Т. 3 (151). — М.: Рус- Как движется Луна?. — М.: Наука.

Общепонятная астрономия / Пер. Рождение астрономии. — М.: НаМ. С. Хотинского. — Т. 3. — СПб.: ука.

изд. т-ва Общественная польза. В а т с о н Ф., 1947.

А с т р о н о м и я п р о т и в..., Человек и космос. — М.: Наука.

Астрономия против новой хро- Новая Лебедя // Юность. — № 4.

нологии: Сборник статей // Под Г а л и л е й, 1987.

ред. И. А. Настенко. — М.: Рус- Пробирных дел мастер.—М.: Наука.

Извечные тайны неба.—М.: Наука. К л и м и ш и н И. А., 1987.

ных задач по астрономии. — М.: Календарьихронология.—М.:Наука.

Астрономические задачи // Астро- 1977.

номический календарь на 2003 г.— Астрономы. Биографический спраСПб. — С. 215—217. вочник. — Киев: Наукова думка.

Мифы о Вселенной. — Новоси- Николай Коперник.—М.—Л.: изд-во Вселенная Гершеля. — М.: Наука. О вращениях небесных сфер. МаЕремеева А. И., Цицин Ф. А., лый комментарий... — М.: Наука.

История астрономии.—М.: изд-во Полное собрание сочинений. — Оптические инструменты. Астро- Курс истории физики. — М.: Прономические приёмники излуче- свещение.

Сон, или Посмертное сочинение Создавая картину Вселенной. — Мироздание / Пер. под ред. проф. Астрономические олимпиады: ЗаС. П. фон-Глазенапа — СПб.: Про- дачи с решениями.—М.: изд-во МГУ.

М и н н а р т М., 1969. Звёзды — ХХ век // АстрономичеСвет и цвет в природе.—М.: Наука. ский календарь на 2000 г. — М.:

Прекрасна ли истина.—М.: Знание. С у р д и н В. Г., 2000.

Н и к о л о в Н., Х а р а л а м п и- Наблюдение солнечных пятен Звездочёты древности. — М.: Мир. // Вопросы истории естествознаН ь е т о М. М., 1976. ния и техники. — № 4.

Закон Тициуса—Боде. — М.: Мир. С у р д и н В. Г., 2002.

История астрономии. — М.: Наука. У и п п л Ф., 1948.

Археоастрономия в Армении. — М.: Гостехиздат.

Наука. — (Историко-астрономиче- Ф л а м м а р и о н К., 1875.

Выдающиеся русские астроно- Живописная астрономия / Пер.

Развитие представлений о Все- Фрагменты ранних греческих филенной. — М.: Физматлит. лософов. — Часть 1. — М.: Наука.

Курс общей астрономии. — М.— Гринвичское время и открытие Планета Марс. — М.: ГОНТИ. Открыватели неба. — М.: Мир.

Альмагест: Математическое сочи- Вне Земли // Путь к звёздам. — М.:

нение в тринадцати книгах. — М.: изд-во АН СССР.

Поиски планеты ИКС. — М.: Мир. Наука.

Астероиды, или тернистые пути Солнце. — М.—Л.: Госиздат.

С т р у в е О., Зе б е р г с В., 1968. Солнце. — СПб.: изд. т-ва ОбщеАстрономия XX века. — М.: Мир. ственная польза.

ОГЛАВЛЕНИЕ