Pages:     | 1 |   ...   | 3 | 4 ||

«тсуДАРСТВЕнНОЕ J/ЧЕБНО-ПЕД4mГИЧЕСКОЕ ИЗДАТЕТТЬСТВО. МИНИСТЕРСТВА просвВЩЕНИЯ FСФСР лtlOСКВА 1947 Утверждено Министро.м ппосвещения РСФСР к изданию апреля г., протокол М 8 1947 168. Мои.'! ...»

4. Московский планетарий. Москва 1, Садовая кудринская УЛ., д. 5 (диа­ позитивы, плакаты, литература).

ПРИЛОЖЕНИЯ

На чертеже счёт дат дан от правой руки ~ левой (соответственно направ­ _'Jению движения светил солнечной системы).

Чертёж разделён на полосы, отмеченные (слева) номерами.

справа) и особо те новолуния и полнолуния, когда бывают затмения.

стоян ий.

дого месяца), причём изображено направление оси Солнца и вид солнечно­ го экватора.

Ng 5. Кривые блеска наибо,nее доступных долгопериодических перемен­ (~Bepxy _. а, внизу г;.

менту меСТijОЙ полуночи: это даёт возможность отсчитать звёздное время и рёд положения планет на небесной сфере и их передвюкения. Если «Астро­ номический календарь» не получен своевременно, 'то такой расчёт препода­ ватель может сделать сам: 1) в.ыч~слив приближённо гелиоцентрические долготы планет, 2) найдя графическим построением геоuентрические долготы, 3) отметив положение план:;т на карте экваториальной области неб,сной сферы.

1. Расчёт гелиоIiентрических долгот планет ведётся по формулам, извест­.ным из курсов общей астрономии.

.9ТИ формулы можно значительно упростить, исключив вычисления Е и прямо 35и Для замены всех этих вычислений графическим расчётом даётся чер­ тёж (рис. 70), в котором 'по иси абсцисс отложены М, а по оси ординат 1.

При этом, ввиду малости е и i для всех планет можно пренебрегать чле~ Имея для какого-либо ближайшего к искомому момента, находим М!.

Если момент, для которого ведётся вычисление t 2 И соответствующее ему зна­ чение средней аномалии М2, то Если преподаватель имеет «Астрономический календарь» за предыдущий год, то И3 него он может взять 11 для конца предыдущего года (например 1947 г.

для 1948 г.).

11. Вычерчиваем план солнечной системы с соблюдением эксцентрисите­ ТОВ" орбит и подбором подходящего масштаба для [АР (астрономической еди­ ницы). Лучше всего иметь один готовый чертёж орбит планет до Mapc~ включительно и другой от Юпитера и до Нептуна.· Для первого [АЕ вы· годно принять не менее 1О см, для BT~poгo - не менее 4 см. Соблюдение афелия на величину С= а.е.

ние Земли, проводим прямую параллельно S трические долготы L Одновременно можно измерить и расстояния от Земли.

ском календаре») по найденным геоцентрическим долготам планет отмечаем Первые записи а'строномических наблюдений у египтян, При помощи 19-летнего цикла упорядочен календарь :Оцределение элементов движения Солнца и Луны и глав­ ного неравенства лунной орбиты. Обработка прежних наблюдений и открытие ЯВЛеНИЯ прецессии. Первый звёздный каталог стемы мира. ПервыЙ из дошедших до нашего времени звёщный Перевод на арабский 5lЗык сочинений Аристотеля и ПтоVIll,Повторение наблюдений звё.щ ПТОJllМ'1I в спеЦJJЛЬНО Венеры, спутников Юпитера,и т. д. (Г а л и л е Й, Шей н е р, ОТКРhlТие законов движения планет Кеплером Изобретение триангуляции и применеиие зрительиых труб к градусным измерениям (С н е л л и у с, П и к а р) Начало специального произвОдства точных измерите.1!Ь­ -у совершенствование ахроматических объективов и первое.Астреномия невид~мого"- открытие сущ~ствования спут­ 9ткрытие Нептуна и составление таблиц движении пла­ ОТКРЫТИе периодичности солнечных питен (Ш в а б е) Составл~ние каталога и атласа всех звёзд северного неба Разработка способа наблюдать солнечные пr отуберанцы. Подробное' изу';е.ше поверхности Марса и связи падаЮILИ,( Развитие теории приливов и гипотеза образования Луны Начало составления каталогов точной яркости и спектров Фундаментальный каталог звёзд (Б о с с) и начало работы Применение принципа допплера в астрофизике Ulу..н е р) 1887 г.

Начало развития звёщиой,статистикн.......... Около 1900 г.

Обнаружение существования звёзд, карликов и гигантов Исследование системы звёздных скоплений (Ш а п,л и) -(П из)

'О'' крытие невидимых (тёмных) спутников звёзд (Х о ль мг.

Разложение спиральной туманности на звёзды и обнаруже­ 'скости, Т1:К к"к её раССТО51ние слишком велико, При средних. размерах клас­ взяты из карточного 'каталога параллаксов Гос. астр он. института им. Штерн­ берга (Г АИШ). Блеск звёзд и спектр (Sp) даны по Гарвардеким каталогам.

ние блеска звёJД, то, по известной формуле, следует ВЬ!'1ислить абсолютные звёздные величины их.

1.. Астрономия j{aK учебный предмет 3. Особенности методов обучения астрономии 4. Учебник и другие пособия 5. Демонстрирование чертежей и картин 7. Экскурсии на астрономическую обсерваторию ~. Экскурсии в планетарий 10. Наблюдения вводные 11. Наблюдения иллюстративные 12. Наблюдения затмений, комет и MeT~opOB 13. Практические наблюдательные работы 14. Организация наблюдений 16. Подготовка преподавателя 18. Школьные астрономические кружки 19. Астрономическая площадка 20. Астрономическая вышка 21. Башня и купол 22. Основные ПРllборы для наблюдений 23. Вспомогательные приборы для иаблюдений 27. Астрономический зонт.

28. Астрономический отдел в физическом кабинете 29. Учебные пособия по сферической астрономии 31. Модели солнечной системы 32. Астрофизические модели '33. Картины и диапозитивы 34. Общий список оборудования.

35. Последовательность изложения 36. Элементы сферической астрономии 37. Небесные координаты и орнентировка по звёздам.

38. Форма Земли и зависимость.вида' неба от положения наБЛIодателя 39. Видимое движение Солнца и ИСТИНЩJе движение Земли 40. Измерение времени и определение географических координат 41. Календарь 42. ПараЮlаксы и определение расстояний 43. Движение Луны и затмения 44, Солнечная система 45. Законы Кеплера 46, Закон тяготения 47. Понятие об астрофизике 48. Солнце 49. Планеты 50. Кометы и метеоры 51. Звёзды 52. Космогонические гипотезы 53. Указатель литературы Приложения:

11. 1I0Jlуграфический расчёт RИllllМОСТИ IlJJa,1eT.

IУ. Парал.паксы главных звезд созв. Б. Медведицы Редантор нандидат цедагогичесних наук В. А. Шuшаnов.

Отпечатано в тип. Н-1 G матриц 1-11 Образцовой типографии.

Pages:     | 1 |   ...   | 3 | 4 ||