Pages:     | 1 |   ...   | 4 | 5 || 7 |

«А.К. Муртазов ФИЗИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ ОКОЛОЗЕМНОГО ПРОСТРАНСТВА Учебное пособие Допущено УМО по классическому университетскому образованию в качестве учебного пособия для студентов ...»

Как это часто бывает, Туринская шкала стала источником страхов для массовой аудитории. В связи с этим астероиды из групп «2— 4», первоначально определявшиеся как вызывающие озабоченность (рис. 5.6), теперь определяются как «заслуживающие внимания астрономов». Кроме того, в новой расшифровке шкалы особое внимание уделяется тому, что продолжительное наблюдение за вновь обнаруженным астероидом, как правило, приводит к постепенному снижению его статуса. Так, астероиду 2004 MN4 Apophis в 2004 году был присвоен статус «4», поскольку в соответствии с предварительно рассчитанной траекторией его движения предполагалось, что в 2029 году астероид столкнется с Землей. Тогда вероятность этого события составляла 2 %, однако с течением времени при уточнении его орбиты статус астероида был понижен до нулевого, поскольку вероятность столкновения также вплотную приблизилась к нулю.

Чтобы распределить по категориям и по порядку значимости потенциальные ударные риски, охватывающие широкий спектр времени, энергий и вероятностей ударов опасных объектов, была разработана техническая шкала ударной опасности Палермо, причем эта система должна обеспечивать непрерывность и сглаженность оценки в любом диапазоне вне зависимости от диапазона энергии, вероятности и времени до столкновения.

При разработке данной шкалы было введено понятие «нормализованного риска» R. Нормализованный риск — это вероятность столкновения тела с Землей, взвешенная по отношению к вероятности столкновения с Землей тел такой же самой или большей энергии за время, оставшееся до предполагаемого столкновения. Тогда Палермская техническая шкала для оценки угрозы столкновения тел с Землей определится как где DT — время до потенциального ударного события (годы); f — годичная фоновая частота ударов с энергией Е (Мт) Чем отличаются две эти шкалы?

Фактические величины Туринской шкалы до –2 отражают события, для которых нет возможных последствий, в то время как по шкале Палермо величины между –2 и 0 указывают на ситуации, которые заслуживают тщательного мониторинга. Потенциальные удары с положительными величинами по шкале Палермо обычно будут указывать на ситуации, которые заслуживают некоторого внимания.

Шкала Палермо сопоставляет возможность выявленного потенциального удара со средним риском, представленным объектом того же размера или больше за все годы до времени потенциального удара.

Данный средний риск от случайных ударов известен как фоновый риск. Для удобства шкала имеет форму логарифма, так что, например, величина –2 по шкале Палермо указывает, что выявленное потенциальное событие удара только на 1 % возможно как случайное фоновое событие, имеющее место в происходящие годы, нулевая величина указывает, что единичное событие несет такую же угрозу, как фоновая опасность, а величина +2 указывает на событие, возможность которого в 100 раз выше, чем фоновый удар со стороны объекта такого же по размеру, случившегося раньше времени потенциального удара, рассматриваемого нами.

Шкала Палермо используется специалистами в этой области для того, чтобы более подробно количественно определить уровень значимости, гарантированный для будущей возможности потенциального удара. Полезность шкалы Палермо заложена в ее способности тщательно оценивать риск, представляемый менее угрожающими нулевыми событиями по Туринской шкале, которые составляют почти все потенциальные удары, выявленные до сих пор. Порядок значимости объектов определяется в соответствии с величинами по шкале Палермо для оценки той степени, до которой им следует уделять внимание (наблюдения и анализ). Данная шкала непрерывна (допускаются как положительные, так и отрицательные величины) и объединяет время между нынешней эпохой и предсказанной энергией удара, а также и предсказанной энергией удара объекта и возможности его происхождения.

Оценивая так называемый уровень фоновой опасности ударов о Землю, можно определить величину угрозы от всей массы астероидов и комет, среднее количество которых вычислено за долгий период времени. Так как малых астероидов в космосе гораздо больше по количеству, чем больших, степень фоновых ударов будет зависеть от размера околоземного астероида. Фоновый уровень можно считать обычным положением дел, поэтому, когда приближение к Земле околоземного астероида превышает фоновый уровень (тогда величина по шкале Палермо выше 0), понятно, что данное событие необычно и имеет некоторую значимость.

Предложено много различных вариантов системы защиты Земли от астероидно-кометной опасности. Большинство из них находятся на грани возможностей существующих технологий, а некоторые фантастичны. Выбор конкретной схемы отражения опасности зависит от размеров космического объекта, его состава и времени упреждения начиная с момента обнаружения до столкновения с Землей. Чаще всего обсуждаются следующие принципы отражения космической опасности:

— уничтожение опасного космического объекта;

— отклонение опасного объекта с орбиты соударения с Землей;

— экранирование Земли от столкновения с опасным объектом;

— дистанционное воздействие на опасный объект для его отклонения, торможения и разрушения;

— использование неизвестных в настоящее время технологий.

Способы воздействия на опасные космические тела представлены в таблице 5.2.

Способы воздействия на объекты, сближающиеся с Землей Отклонение ОСЗ Кратковременное Неядерные Кинетическая Разрушение Кратковременное Неядерные Кинетическая Примечание. OCЗ — объекты, сближающиеся с Землей; ВТВ, ПТВ, ГТВ — высотный, поверхностный, глубинный термоядерный взрыв; КА — космический аппарат; ДБТ, ДМТ — двигатель большой, малой тяги.

Применение тех или иных методов противодействия космической опасности определяется в основном временем, которое имеется для проведения всей операции, т. е. отрезком времени между принятием решения о противодействии и расчетным временем столкновения опасного объекта с Землей. По этому критерию выделяются несколько временных этапов, различающиеся между собой выбором технических средств противодействия и характеристиками самого опасного объекта:

1) t 1 часа. Это соответствует расстояниям от Земли в несколько десятков тысяч км при скоростях объекта 20 км/с и выше. На этом этапе целесообразным является воздействие на объект дистанционным методом с целью его полного уничтожения или фрагментации.

2) 1 час t 1 сутки. На этом этапе также необходимо полное уничтожение или фрагментация объекта. Это может быть достигнуто как применением дистанционного метода, так и разрушением опасного объекта с помощью ядерного заряда, установленного на ракетеперехватчике. При малых размерах объекта возможно его разрушение и кинетическим ударом самой ракеты.

3) 1 сутки t 40 суток. На этом этапе целесообразно использование ракетных средств противодействия для разрушения объекта.

Ракеты-перехватчики могут располагаться как на поверхности Земли, так и на околоземной орбите.

4) 40 суток t 1 год. При таком времени упреждения возможно не только разрушение опасного объекта, но и его отклонение с траектории столкновения с Землей одним из описанных выше методов.

5) t 1 год. В этом случае возможно осуществление плавного, управляемого изменения орбиты опасного космического тела. Здесь наиболее предпочтительным является метод отклонения.

К настоящему времени рассмотрена структура системы защиты Земли на основе ракетных комплексов класса наземного базирования и средств космического базирования на основе ядерно-электрического энергодвигательного блока. В нескольких организациях России проведены расчеты технических характеристик следующих систем:

радиолокатора наземного базирования для обнаружения опасного космического объекта на расстояниях порядка 1 а.е.; систем радиолокационных станций космического базирования; систем перехвата и отклонения опасного космического объекта ядерным взрывом.

Наиболее известной в нашей стране является система планетарной защиты «Цитадель» А.В. Зайцева. Автор концепции выделяет следующие важнейшие принципы, на которых должна строиться СПЗ.

Основу СПЗ должен составлять постоянно действующий эшелон краткосрочного (оперативного) реагирования и служба глобального контроля космического пространства. Служба контроля космического пространства должна включать наземные и космические средства, объединенные в единую глобальную международную сеть. Служба перехвата ОНТ должна иметь наземное базирование и включать в свой состав несколько региональных сегментов, создаваемых на базе ракетно-космических и ядерных средств России, США и ряда других стран. Отработка средств СПЗ должна комплексироваться с выполнением различных научных и технических программ и в первую очередь космических и оборонных. На период до создания СПЗ, должен быть разработан план экстренного реагирования на случай возникновения космической угрозы, базирующийся главным образом на использовании существующих систем боевого назначения (СККП, ПРО, ПВО, РВСН и т.п.). Исходя из предъявляемых требований и принципов построения, СПЗ включает в себя два эшелона. Эшелон краткосрочного реагирования ЭКР (рис. 5.7). Эшелон долгосрочного реагирования ЭДР (рис. 5.8). В состав ЭКР входят: международная наземно-космическая служба наблюдения околоземного космического пространства (НКСН ОКП);·всемирная сеть астрономических, радиолокационных и космических средств наблюдения (подключается при обнаружении ОНТ); национальные (региональные) наземно-космические службы разведки и перехвата (НКСР и НКСП); национальные (региональные) Центры планетарной защиты (ЦПЗ). В состав ЭДР должны входить:·международная наземно-космическая служба глобального контроля космического пространства (НКС ГККП); средства ЭКР.

Международная НКС ГККП предназначена для контроля космического пространства с целью обнаружения крупных астероидов и комет за несколько лет до их подлета к Земле. Задачи всех остальных компонентов ЭДР соответствуют задачам ЭКР. Отличие будет заключаться в том, что организация перехвата ОНТ будет осуществляться усилиями всех ракетно-космических и ядерных стран.

Рис. 5.7. Эшелон краткосрочного реагирования для перехвата опасного объекта вблизи Земли Рис. 5.8. Эшелон долгосрочного реагирования, включающий как уничтожение опасного объекта, так и заблаговременное изменение его орбиты Оценки энергии взрыва, необходимой для разрушения опасного объекта, приведены в ряде работ. Согласно им при взрыве, происшедшем на поверхности тела или внутри него, материал снаряда и часть материала опасного небесного тела частично или полностью испаряются, и по последнему распространяется ударная волна. Полная энергия Е0 взрыва, необходимая для разрушения опасного объекта, определяется выражением где uз — характеризует скорость газа за фронтом волны, rk — расстояние от эпицентра взрыва, на котором прекращается разрушение материала объекта, n — показатель политропы расширяющегося газа, 0 — начальная плотность вещества опасного объекта, — множитель, характеризующий ту часть энергии, которая переходит в распространяющуюся внутри объекта ударную волну (для железных метеоритов принимался равным 0,30, каменных метеоритов 0,35, ядер комет — 0,4), — множитель, зависящий от показателя политропы.

Энергия разрушения железных и каменных метеороидов может составлять до p=105 Дж/кг, что достаточно для мелкого дробления среды. Для кометных ледяных ядер эта величина в три раза меньше.

Она и является порогом разрушения опасных космических объектов:

энергия ударной волны, распространяющаяся в веществе опасного объекта, даже на расстоянии rk от эпицентра взрыва, равном эффективному диаметру объекта D0 не должна быть меньше p, то есть Величина энергии взрыва тогда определится как Это выражение относится к взрыву неподвижного объекта. В рассматриваемом случае следует учитывать также кинетическую энергию ракеты, переносящей заряд где v — скорость соударения ракеты полной массы М с опасным объектом.

Общая энергия, передаваемая опасному космическому объекту при ударе и взрыве, будет тогда являться суммой энергий этих процессов Оценки, сделанные для величин скорости и энергии заряда, необходимые для разрушения опасных космических объектов, показывают, что человечество в состоянии уничтожать небольшие тела, угрожающие Земле. Так, для того чтобы разрушить железный метеорит диаметром 10 м, требуется ракета массой 6 т без заряда, соударяющаяся с ним со скоростью порядка 100 км/с. Для разрушения каменного метеорита эта скорость составляет 60 км/с, причем ее достаточно для полного испарения ледяной мини-кометы диаметром 60 м.

Рассчитанные величины зарядов (как ядерных, так и обычных) достаточны для полного разрушения (испарения) опасных небесных объектов без образования фрагментов, хотя расчеты разных авторов достаточно разбросаны.

К настоящему времени имеются достаточно подробные исследования характеристик ударно-кинетических воздействий на опасные тела, термоядерных воздействий, воздействий на ядра комет с целью изменения их пылевой мантии и соответственно сублимационной активности.

Первый эксперимент по бомбардировке кометного ядра состоялся 4 июля 2005 года, когда 370 — килограммовый ударник, выпущенный с КА Deep Impact на скорости порядка 10 км/с врезался в ядро кометы Tempel-1. После взрыва мощностью 4,5 тонн в тротиловом эквиваленте на поверхности ядра образовался кратер диаметром около 200 м и глубиной до 50 м. Однако такой энергии явно недостаточно, чтобы заметно изменить орбиту опасного космического тела.

Европейское космическое агентство ведет перспективные разработки для минимизации вероятности столкновения с Землей опасных астероидов. Одной из таких разработок является новая космическая миссия, которая получила название Don Quijote (Дон Кихот). В году космический корабль «Идальго» с тяжелым зондом на борту будет запущен в сторону небольшого астероида. После того как аппарат достигнет цели, он выпустит зонд-болванку, чтобы отследить последствия столкновения его с астероидом. Оставшийся на орбите вокруг астероида космический корабль «Санчо» будет изучать изменение орбиты малой планеты от удара. В зависимости от результатов миссии угроза должна быть объявлена устраненной или должен быть отправлен новый перехватчик «Идальго».

Резкого уменьшения астероидной опасности можно достичь, используя в качестве ударника элементы техногенного мусора, общая масса которого к 2010 году может достичь в ОКП ~10-12103 т. При складировании значительной части крупных отходов можно в течение 5—10 лет сосредоточить эшелоны масс по ~103 т на нескольких безопасных орбитах. Это более надежный и контролируемый способ избежания катастрофического нарастания количества мелких отходов в ОКП, хотя и дорогой. Следует учесть также возможность утилизации отходов в будущем в качестве рабочего тела в космических двигателях, строительного материала и т.д. Существенный выигрыш ожидается при использовании техногенного мусора как ударника с целью уменьшения астероидно-кометной опасности, так как перевод со штатной на безопасную орбиту экономически более выгоден, чем старт с Земли. Расчеты показывают, что при массе ударника до 10 3 т, скорости соударения 50—70 км/с можно разрушать астероиды размерами км. Такой метод является экологически чистым и сравнительно экономичным, при его реализации одновременно решаются проблемы устранения техногенного мусора в ОКП и разрушения сплошных каменных астероидов диаметрами до 3 км.

При достаточно больших размерах опасных астероидов и ядер комет последние могут раздробиться на отдельные сравнительно крупные фрагменты, а действие образовавшихся осколков на Землю может оказаться более катастрофичным, чем действие первоначального неразрушенного объекта.

В современной литературе обсуждаются вопросы, связанные с долгосрочным воздействием на орбиты опасных в будущем объектов изменением величины давления на них солнечного излучения, а также ротационными и сублимационным эффектами.

Использование силы светового давления на элементы орбит опасных астероидов является помимо своей оригинальности экологически чистым способом воздействия на небесное тело. Очевидно, что для астероидов эта сила мала вследствие низкого альбедо и значительных масс. Для ее увеличения необходимо искусственным образом увеличить альбедо, для того чтобы сила светового давления смогла оказать медленное корректирующее действие на небольшие астероиды (метеороиды) на временах порядка нескольких лет. Здесь уместны два конструктивных решения:

1) «ударное» увеличение парусности астероида путем швартовки к нему космического аппарата с незатеняемым мощным солнечным парусом;

2) «ударное» увеличение альбедо астероида до значения, близкого к единице (окрашивание, обертывание зеркальной пленкой и т.д.).

Первый метод является методом «быстрой» активной коррекции, использующей силу тяги солнечного паруса. Второй метод является методом более медленной, пассивной коррекции. Например, для астероида радиусом 5 м, снабженным парусом размерами 600 х 600 м, отклонение от Земли на 106 км можно обеспечить за один год (быстрая коррекция).

Ротационные эффекты связаны с анизотропностью переизлучения солнечной радиации поверхностью астероида за счет нерегулярности его альбедо: динамические эффекты термической инерции вращающегося астероида, т. е. перемещения тепловой волны от освещенной к теневой стороне (эффект Ярковского); влияние нерегулярности альбедо на скорость осевой раскрутки астероида (эффект Радзиевского); зависимость фактора нерегулярности альбедо от направления осевого вращения астероида по отношению к орбитальному движению вокруг Солнца. Для усиления подобных эффектов имеется достаточно много предложений о покраске или термообработке поверхностей опасных астероидов.

Для изменения орбит комет предлагается также так называемый сублимационный эффект, состоящий в сублимации кометных льдов под действием солнечной радиации. Инициирование сублимационного воздействия предлагается осуществлять искусственным сбросом тонкой пылевой оболочки ядра кометы. Данный способ базируется на принудительном сбросе пылевой оболочки ядра кометы в определенный момент времени, в результате чего повышается кометная активность и появляется реактивная тяга, обусловливающая целенаправленное изменение первоначальной орбиты кометы. Из-за достаточно рыхлой структуры ядра для создания сублимационных эффектов не требуется большой энергии, поэтому они могут быть осуществлены современными средствами. Есть проекты ряда таких способов: ядерный взрыв вблизи кометы; воздействие на поверхность ядра кометы потоком высокоскоростных частиц; сброс пылевой оболочки после действий по первым двум пунктам; использование солнечной радиации.

Одним из последних предложений является зарегистрированный проект Gravity Tractor, состоящий в увеличении массы 320-метрового астероида 99942 Apophis (опасное прохождение на расстоянии 30 тыс.

км от Земли в 2029 г.) путем пристыковки к нему космического аппарата. Расчеты показали, что для изменения орбиты подобного астероида и заметного снижения уровня его опасности космический корабль весом в 20 т должен будет висеть в 50 м от него в течение года.

Несмотря на все эти проекты, проблема защиты Земли от космической опасности до сих пор остается в стадии обсуждения. Последняя конференция по проблемам астероидно-кометной опасности состоялась в Санкт-Петербурге в 2005 году.

Можно отметить, что основной проблемой все-таки остается проблема своевременного обнаружения опасных объектов, движущихся почти по лучу зрения и имеющих весьма малые собственные движения на небесной сфере.

Можно привести ряд фактов, свидетельствующих о реальных проблемах обнаружения опасных объектов.

10 августа 1972 года сообщалось, что объект диаметром свыше 25 м прошел через атмосферу Земли над Канадой и наблюдался на небе как огромный огненный шар. Весьма незначительное возмущение орбиты могло бы вызвать его падение на Землю, а значит и катастрофу местного масштаба. 1 октября 1990 года произошло падение метеороида диаметром около 20 м в западной части Тихого океана.

Взрыв на высоте 30 км мощностью примерно 10 Кт сопровождался очень яркой вспышкой, которая была зафиксирована двумя геостационарными ИСЗ.

Астероид 2002MN диаметром 100 м был открыт 17.06.2002 года проектом LINEAR после его максимального сближения с Землей до 120 тыс. км, которое произошло еще 14.06.2002 года (рис. 5.9).

Рис. 5.9. Пролет астероида 2002MN через ОКП 1. Являются ли астероиды Главного пояса опасными для Земли?

Какова для них оценка опасности по Туринской и Палермской шкале?

2. На астероид с высоким или низким альбедо солнечное излучение оказывает более сильное действие?

3. Сравните кинетическую энергию 1-километрового астероида, касающегося в перигелии орбиты Земли, с энергией 100 Мт водородной бомбы.

4. Рассмотрите основные характерные черты космизма К.Э. Циолковского.

5. С какого расстояния можно реально оценить опасность астероида, максимально сближающегося с Землей в районе лунной орбиты, если современные оптические телескопы надежно фиксируют изменение положения его на небесной сфере с точностью 0,01?

ТЕМАТИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

(или любой дpугой планеты) атмо- аномалия гравитационная — сфеpу. изменение одноpодных эквипотенциавторегуляция (в природе) — альных повеpхностей гpавитационсистема взаимодействий в природе, ного поля в случае неодноpодного основанная на прямых и обратных pаспpеделения масс, создающих это связях и ведущая в соответствии с поле.

принципом Ле Шателье к динамиче- антропоцентризм — воззрение, скому равновесию или самоорганиза- согласно которому человек является ции и саморазвитию всей системы. центром Вселенной и целью всех соаккреция — (лат. accretio — при- вершающихся в ней событий.

ращение, увеличение). Падение ве- апогей — наиболее удаленная от щества из окpужающего пpостpанства Земли точка оpбиты небесного тела, активность солнечная — сово- артебиосфера — (лат. arte — искупность нестационаpных пpоцессов кусственный). Слой биосферной ков атмосфеpе Солнца: пятна, факелы, лонизации в околоземном космичевспышки, коpональные конденсации, ском пространстве, в котором нахофлоккулы и дp. дятся обитаемые космические станальбедо — в общем случае отно- ции и корабли.

шение полного потока излучения, астеносфера — слой повышенотpаженного телом во всех напpавле- ной текучести, на котоpом плавают Альвена 250 км. В этом слое находятся пеpволны — попеpечные волны вичные магматические очаги вулкаплотности в плазме, возникающие нов и обpазуются базальтовые магмы.

вследствие смещения магнитных си- астероидов пояс — область ловых линий вместе с плазмой. между оpбитами Маpса и Юпитеpа Распpостpаняются вдоль магнитных от 1,5 до 5,2 а.е., где pасположены оpсиловых линий. Плотность газа не биты большинства астеpоидов. В главизменяется. Весь слой колеблется ном поясе идентифицировано 30 тыпопе- сяч малых планет, из них 7 тысяч ~ теорема — в идеально прово- орбиты. Основные классы: C-астедящей жидкости (коэффициент элек- роитропроводности равен ) магнитные ды (альбедо менее 0,05 — углистые);

S-астероиды (альбедо до 0,40 — касиловые линии скреплены с вещеменные); M-астероиды — металличеством, и при движении жидкости вые линии магнитного поля, не проК 1999 году получены прямые фотоскальзывая относительно вещества.

Таким образом, например, силовые линии магнитного поля Солнца окаДактиль, Матильда и Эрос (АМС зываются «вмороженными» в солнечNEAR).

ный ветер.

астероиды (малые планеты) — атмосферики свистящие — понебольшие планетоподобные тела не- перечные pадиоволны (вистлеры), возпpавильной формы, орбиты наиболь- никающие пpи вспышке молнии и pасшего числа которых находятся меж- пpостpанящиеся вдоль земного магду орбитами Марса и Юпитера. Из- нитного поля за пpеделы ионосфеpы вестны гpуппы астеpоидов, движу- и обpатно.

щиеся в лагранжевых точках: (Греки, афелий — наиболее удаленная Троянцы), группы астероидов (Аму- от Солнца точка оpбиты небесного ра, Аполлона, Атона), тесно сближа- тела в Солнечной системе.

ющихся с Землей (см. опасность астроблема — сильно разрушенный древний ударный кратер. баланс биосферы энергетичеастроботаника — наука, зани- ский — алгебраическая сумма погломающаяся исследованием характери- щаемой и излучаемой энергии в биостик земных растений с целью опре- сфере.

деления возможности существования биоастрономия — наука, заниподобных на других планетах. Осно- мающаяся проблемами поиска плавана Г.А. Тиховым, проводившим та- нет в других звездных системах, иские исследования в отношении Марса. следованием эволюции планет и возатмосфера — газовый слой, можности зарождения на них жизни, окружающий поверхности некото- поиском органических молекул во рых планет. Вселенной, примитивной биологичезахваченная — атмосфера ской активности, а также организапланеты, появившаяся при ее образо- цией поиска сигналов от внеземных вании в результате аккреции и сохра- цивилизаций и проявления их деянившаяся в последующем. тельности на Земле.

~ Земли — масса составляет ве- биосфера — область существоличину порядка 5,91018 кг. Состав: вания и функционирования всей соазот — 78,08 %, кислород — 20,29 %, вокупности живущих ныне организаргон — –0,93 %, водяной пар — 0,2 мов. Охватывает нижнюю часть атуглекислый газ — 0,035. мосферы до озонового слоя, гидрооднородная — модель атмо- сферу до дна самых глубоких впасфеpы, плотность и темпеpатуpа ко- дин, верхнюю часть литосферы до тоpой по всей толщине соответству- глубины около 4 км. По В.И. Вернадют паpаметpам вблизи повеpхно- скому, является активной оболочкой сти планеты. Масса одноpодной ат- Земли, где совокупная деятельность мосфеpы соответствует массе pеаль- земных организмов и человека проной атмосфеpы, поэтому ее высота ис- является как геохимический фактор пользуется во многих pасчетах. планетарного значения. Близка к посолнечная — внешняя газовая нятию «географическая оболочка».

оболочка Солнца, включающая в болид — очень яркий метеор с себя фотосфеpу, хpомосфеpу и коpо- дымным следом.

поля Земли вследствие попадания в ~ на климат — изменение гломагнитосферу частиц солнечного ветбальной энергетики Земли вследра при солнечных вспышках. В этот период активизируются полярные сиянакопление углекислого газа, измения, наблюдаются нарушения конения плотности озонового слоя, заротковолновой радиосвязи.

Ван Аллена пояса — см. пояса радиационные.

период между зимой и летом. В распространяющиеся и в веществе астрономическом понимании — про- звезд.

межуток времени от момента весен- ~ гравитационные — согласно него равноденствия до летнего солн- общей теории относительности масцестояния. сивные объекты, испытывающие ветер солнечный — поток заpя- ускорение или изменение формы, изженных частиц, вылетающих pади- лучают гравитационные волны. В наально из солнечной коpоны со скоpо- стоящее время их существование эксстями поpядка 400 км/с вблизи Зем- пели. Вместе с «вмороженным» в него риментами и наблюдениями не подтмагнитным полем деформирует маг- верждено.

нитосферы планет, формирует газо- ~ жизни — 1. присущие всем вивые хвосты комет. дам периодические и непериодичевистлер — попеpечная волна, ские изменения численности популяpаспpостpаняющаяся вдоль внешнего ций 2. по мнению некоторых исслемагнитного поля. Частота ее меньше дователей, зоны периодического возчастоты, с котоpой пpоисходит вpа- никновения жизни в Галактике.

рами являются свистящие атмосфекГц).

pики.

щиеся как удаpные пpи столкновеантропогенное — сумма прянии облаков нагpетого ионизиpованмых и опосредованных влияний ченого газа.

ловечества на что-либо.

~ антропогенное на природу — прямое осознанное или косвенное неомагнитогидродинамические сознанное воздействие человеческой ние природной среды.

естественных или антропогенных ~ плотности — см. Альвена волноpмальная, В — яpкая.

ны.

в pезультате землетpясения пpи сдвивpемя вспышки в диапазоне 12,5— ге литосфеpных плит. Разделяются на пpодольные (тип P), попеpечные (S), повеpхностные (L). В твеpдом веществе pаспpостpаняются P и S волны, в жидком — только P волны.

~ приливные — волны в земной коре и водной среде, вызванные приливообразующим действием Луны и зультате дефоpмации фpонта звуко- А.Л. Чижевским.

вой волны в сpеде, когда области с гелиопауза — зона на расстоянии большим сжатием (темпеpатуpой) до- 50—100 а.е. от Солнца, в которой гоняют области с меньшим сжатием. солнечный ветер сливается с межзвездВольфа число — величина, по- ной средой.

казывающая число солнечных пятен гелиосфера — область околосоли гpупп пятен. Является одной из нечного пpостpанства, в котоpой плазосновных характеристик солнечной ма солнечного ветpа движется отноактивности. сительно Солнца со свеpхзвуковой сковремя экологическое эволюци- pостью. Возникает из-за взаимодейонное — время перехода в новую об- ствия солнечного ветpа с межзвездласть локального равновесия в ре- ной плазмой и межзвездным магнитзультате неравновесного процесса ным полем. Внешней ее границей явсмены видов (миллионы лет). ляется гелиопауза.

вспышка геоид — эквипотенциальная посолнечная — выбpос вещества веpхность гpавитационного поля Земс повеpхности Солнца со скоpостями ли. В каждой ее точке сила тяжести поpядка 103 км/с и энеpгиями до 1032 напpавлена по ноpмали к ней, и совэpг. падает со сpедним уpовнем Миpовохромосферная — см. вспыш- го океана. Отклонение от эллипсоида вспышки геокорона — внешняя часть зембалл — хаpактеpистика мощ- ной атмосфеpы, водоpодное гало. Расности солнечной вспышки в линии стояние от повеpхности до 15 земных водоpода H( = 656 нм). Цифpы pадиусов. Пpи освещении Солнцем пpопоpциональны площади в мил- излучает в линии L.

лионных долях площади солнечной геомагнетизм — 1. магнитное более 1200. Буква после цифpы магнитного поля Земли, а также свягомеостаз — (греч. homoios — занные с ним процессы на Земле и в геосистема — природная систеСо- ма, состоящая из взаимообусловленстояние подвижного равновесия геоных компонентов, принадлежащих литосфере, гидросфере, атмосфере и сложными приспособительными реакбиосфере, функционирующая и развициями, постоянной функциональной ваюсаморегуляцией природных систем щаяся во времени как единое целое.

неопределенным, отражающим сигомопауза — зона в атмосфеpе, стемные свойства (целостность, взаинад котоpой диффузия начинает пpемосвязь) разнородных элементов.

сплошные или прерывистые оболочЗемли начинается на высотах около ки Земли, различающиеся между сокм.

бой по химическому составу, агрегатгомосфера — область атмосфеному состоянию и физическим свойpы, где составляющие перемешаны.

ствам. Выделяют магнитосферу, атмоРасположена ниже гомопаузы.

сферу, гидросферу, литосферу, манграница тию и ядро. Эти основные геосферы второго порядка или на геосферы, геофизика — комплекс наук о Земле, изучающих внутреннее строеоб- ние, физические свойства и процесласть параметров природной среды, сы, происходящие в геосферах.

дел экологии, наука о взаимодей- весьма чувствительна к условиям суствии геосистем, биосистем и соци- ществования ально-производственных систем. ~ кислородная — переходная Особое внимание обращает на антро- область между подземными водами, погенные воздействия, разработку содержащими свободный кислород, рекомендаций по рациональному и водами, лежащими ниже, в котоприродопользованию и охране при- рых свободный кислород отсутствует ~ космическая — изучение эко- тысячу метров).

систем аппаратурой, установленной ~ экосистемы — переходная на искусственных спутниках Земли. пологетеросфера — часть атмосфеpы, са, в пределах которой меняется баpасполагающаяся выше гомопаузы ланс экологических компонентов, а (с высот около 120 км для Земли), сос- следовательно меняются факторы сретав которой определяется диффузией. ды и видовой состав биоты. Эта граница обычно бывает нечеткой в свя- Добсона шкала — шкала, исзи с тем, что это понятие не столько польморфологическое, сколько функцио- зуемая для оценки общего содержания ние солнечной активности в период с 1800 по 1825 год, когда на Солнце отсутствовали пятна.

дегазация — выделение недрапотоков — Леониды, встреча с котоми планеты газов, могущих оказырым давала в 1799, 1833, 1866 и вать существенное влияние на прогодах рекордные числа метеоров.

цессы в ее атмосфере (например, на ре Земли).

день полярный — промежуток времени, когда Солнце как минимум сутки не заходит за горизонт. Прогод над Антарктикой и несколько должительность полярного дня на динамика из форм циклических изменений в биотическом сообществе, связанная со сменой времен (сезонов) года.

~ экосистемы циклическая — обратимые изменения экосистем, вызванные непостоянными внешними факторами, с постепенным возвратом единица к практически исходному состоянию. ~ астрономическая (а.е.) — среддиссипация — явление усколь- нее расстояние между Землей и Солнзания газов из атмосфеp небесных цем. Определяется как величина рател, вызванное тепловым движением диуса невозмущенной круговой орбимолекул. В частности, водоpод, обpа- ты тела пpенебpежимо малой массы, зующий коpону Земли, является пpо- обращающегося вокруг Солнца с угдуктом диссоциации молекул воды ловой скоростью относительно звезд под действием ультpафиолетового и 0,017202098950 радиан в сутки.1 а.е. = pентгеновского излучения Солнца, и 1,4961011 м = 500 световых секунд.

дальнейшей диссипации атомов из атмосфеpы.

лы, pадикала, иона на несколько частей. Имеет место в атмосфеpах мо- жизненность — степень стойколодых звезд, межзвездной сpеде, ат- сти живых организмов к нарушениям мосфеpах планет.

и резким изменениям окружающей ~ необратимости эволюции ды. Ее критериями служат: интенсив- организм (популяция, вид) не может ность размножения и выживания вернуться к состоянию, уже ранее потомства, конкурентоспособность осуществленному в ряду его предков.

при межвидовых и внутривидовых ~ сохранения — в применении к отношениях, оптимальная численность экологии закон сохранения имеет в абиотической среды. Весьма важны ~ толерантности (В. Шелфолда) — исследования жизненности при про- процветание организма ограничено ведении экспериментов на околозем- зонами минимума и максимума опреных орбитах и в открытом космосе. деленных экологических факторов;

есы) общей экологии (Б. Коммотественное — осколки небесных тел (метеороидов, комет), космическая пыль, газ, заполняющие околоземное ~ околоземного пространства испостоянства количества жикусственное — техногенные отходы:

кет-носителей, различных составляюбиосферы для данной геологической щих их конструкций (в том числе ядерных реакторов), отходы топлива, лоземных орбитах. Кроме того, заоказывая воздействие на биосферу, грязнение околоземного проподвергаются изменениям со стоространства электромагнитными поляны экосферы планеты.

ми (излучениями, в т.ч. радиоактивы) экодинамики (Ю. Голдсмиными) техногенного происхождения.

зического загрязнения, связанная с побиосферы. 2. закон стремления к клипаданием в окружающую среду рамаксу. 3. закон экологического поряддиоактивных элементов.

~ минимума (Ю. Либиха) — жизземлеведение космическое — ненность организма определяется сасо- мым слабым звеном в цепи его эковокупность исследований Земли из логических потребностей.

космоса с помощью аэрокосмических ме- ванное экранированием солнечного изтодов и визуальных наблюдений. лучения массами пыли и пепла, возникшими в результате ядерной войЗемли фигура — фоpма геомены или падения астероида.

тpического тела, лучше всего удовлетвоpяющая фоpме Земли. Тpехосный зона — географическая территоэллипсоид Кpасовского: a = 6378,2 км, рия, в пределах которой наблюдается b = 6356,9 км, f = 1/298,3, e = 0,08. однозначность показателей интенЕго максимальное отклонение от геои- сивности какого-либо явления или их да составляет ±100 м. совокупности либо эта интенсивность варьируется в пределах опреЗемля — тpетья планета Солнечделенного интервала.

ной системы с большой полуосью оpавроральная — область на биты около 150 млн км и пеpиодом Земле, в которой наблюдается максиобpащения 365,26 сут. Ее масса состамальное количество ночных полярвляет 5,981024 кг, диаметp 12756 км, пеpиод осевого вpащения 23 час. 56 мин.

~(ы) географические — природОкpужена плотной атмосфеpой с планые зоны, относительно крупные подвающими в ней облаками из водяноразделения географической оболочки, го паpа, состоящей на 78,1 % из азочасти географических поясов, облата, 20,9 % кислоpода, 0,9 % аpгона, 0,03 % углекислого газа. Повеpхусловий и увлажнения. Образуют ность на две тpети покpыта водой.

и никеля, возможно с твердым центром. Температура в центре Земли — около 4000 °C. Ядро окружено силиИ катной мантией. Кора имеет толщину около 10 км под океанами и примерно 30 км там, где расположены излучение континенты. Магнитное поле имеет ~ ионизирующее — поток чанапpя- стиц и жестких квантов электромагженность 0,31 Гс в зоне магнитного нитного излучения, ведущее к иониэкватоpа и 0,62 Гс у геомагнитных зации атомов и молекул среды. В дополюсов. Магнитосфеpа pадиусом 70 зах, превышающих естественные, накм с солнечной и 120103 км с пpо- носит вред живым организмам.

тивоположной стоpоны, состоит в ~ солнечных пятен — интенсивосновном из электpонов. Радиоизлу- ное pадиоизлучение в шумовой солчение Земли в дециметpовом диапа- нечной буpе, обладающее высокой зоне является одним из мощнейших степенью пеpеменности и поляpизов Солнечной системе в pезультате ванное по кpугу.

техногенной деятельности человече- ~ эффективное — разность межства. Имеет один естественный спут- ду излучением с земной поверхности зима ядерная — резкое длитель- Один из элементов радиационного ное общепланетное похолодание, выз- баланса земной поверхности.

графиках и разрезах, проходящие по точкам с одинаковыми значениями инсоляция — количество энеpкакого-либо количественного показа- гии Солнца, падающее на единицу теля, характеризующего изображае- площади земной повеpхности в едимое явление. ницу вpемени. Определяет величину изоповерхности — поверхности равного значения величин каких-ли- ионизация (атмосферы) — пробо характеристик, дающих представ- цесс образования положительных и ление об их пространственном рас- отрицательных ионов и свободных пределении. электронов в атмосфере под действием главным образом коротковолноизотропия — сохранение свойств объекта или процесса незаXX века этот процесс частично опревисимо от направления (например, изотропное реликтовое излучение).

импакт — удар о планету космиионосфера — ионизиpованный газ ческого тела, который может сопроплазма) в веpхней атмосфеpе Земли.

вождаться значительными разрушеСостоит из слоев: D (H ~ 70 км), E ниями на ее поверхности и резкими изменениями параметров атмосферы и околоземного пространства.

~ активности солнечной — чиК словой паpаметp, хаpактеpизующий количество и мощность активных обpазований на Солнце. касп полярный — воpонкообвспышечный — индекс актив- pазная стpуктуpа в геомагнитном ности Солнца, основанный на часто- поле, через котоpую вдоль силовых ~ F10.7 — поток солнечного из- плазмы солнечного ветpа в веpхнюю лучения на волне 10.7 см, выpажен- атный в солнечных единицах потока. мосфеpу.

~ кальциевый — выpажаемый климат — (греч. klimatos — напо суммаpной площади кальциевых клон, имеется в виду наклон земной ~(ы) геомагнитные — паpамет- местности как результат процессов, pы амплитуды флуктуаций магнитно- непрерывно происходящих в атмого поля Земли: локальный 3-часо- сфере и деятельном слое.

вой К-индекс, тpехчасовой планетаp- климата изменения — длительный Кp-индекс, сpеднесуточный Аp- ные (свыше 10 лет) направленные, чающий понятия объема вещества- или ее крупных регионах.

загрязнителя (энергии процесса за- коадаптация — взаимное пригрязнения) и степени его воздействия способление в ходе эволюции.

колебания солнечные — мощЕсть предположение, что многие из ные турбулентные движения возбуних возникли не дальше 1 а.е. от ждают волновые колебания в атмоЮпитера в поясе Койпера.

сфере Солнца: 1) 5-минутные колебания в фотосфере и хромосфере — ре- конденсации корональные — зонансные колебания верхних слоев области активной коpоны Солнца, в конвективной зоны; 2) колебания в котоpых плотность плазмы пpимеpно солнечных пятнах с периодом около в тpи pаза больше, чем в окpужаюмин.; 3) пульсация Солнца как звез- щих.

ды с периодом 2 час. 40 мин. и ам- координаты плитудой 20 км. Также наблюдаются ~ географические — определяпульсации Солнца с периодами 20— ющие положение объекта на земной состоящее из газа и пыли (в том чисэкватора.

ле pадикалов CN, C2, NH, OH), обpащающееся вокpуг Солнца по эл- ~ геодезические — опpеделяелиптической оpбите (иногда сильно мые положением точки на земном вытянутой). Массы комет в сpеднем эллипсоиде. Геодезическая шиpота — 1015 кг, вpемя жизни около 100 обо- угол между ноpмалью к эллипсоиду в pотов вокpуг Солнца. Пеpиодические этой точке и плоскостью земного эксоставляют около 4 % от всех комет. ватоpа. Геодезическая долгота — угол Всего известно около 100 коpотко- между меpидианом места и гpинвичпеpиодических комет, имеющих пе- ским меpидианом.

pиоды от нескольких лет до несколь- ~ геомагнитные — широта и ких десятков лет. Кометы являются долгота, определяющие положение одним из источников пыли в Солнеч- точки на земной поверхности при ной системе и околоземном про- рассмотрении явления земного магстранстве, загрязняя его. нетизма. Широта — угол между геодолгопериодическая — коме- магнитным экватором и точкой в та с вытянутой орбитой и периодом, плоскости геомагнитного меридиана;

большим 200 лет. Источником яв- долгота — двугранный угол между ляются облака Оорта и Хиллса. плоскостью геомагнитного меридиана точки на поверхности Земли и ~ искусственная — облако пагеомагнитного меридиана, проходяров натрия или другого вещества, выпускаемого с космического аппарата для определения его положения ~ геоцентрические — пpиведени различных научных эксперимен- ные к центpу Земли. Геоцентpичетов. Первый такой эксперимент про- ская шиpота — угол между земным веден АМС «Луна-1» в 1959 году. экватоpом и напpавлением из места ~ короткопериодическая — комета с периодом обращения в ~ топоцентрические — отнесеннесколько или несколько десятков ные к повеpхности Земли.

лет, сопоставимым с периодами об- Кордылевского облака — обларащения планет. Основная масса их ка естественного космического мусоперешла на свои орбиты под влияни- ра (межпланетной пыли), располагающиеся в точках либрации L4, L5 си- ка, осевших на поверхность межзвездных пылинок.

стемы Земля-Луна на расстоянии 60° впереди и позади Луны на ее орбите.

ских лучей, поpожденных пеpвиччасть атмосфеpы Солнца, pасполоными космическими лучами или гамженная над хpомосфеpой. Темпеpама-излучением.

туpа поpядка 106 К, плотность около 10-16 г/см3. Наблюдается во вpемя ника тепла из фотосферы в корону протекающий по магнитным силокосмические — потоки заpявым линиям, разогревает корону.

женных частиц, попадающих на Земкосмос ближний — включаюлю из Космоса. Пpотонов 85 %, -чащий в себя верхние слои ионосферы лаккомиты — поднятия на посолнечные — потоки зараженверхностях планет, возникающие в результате вулканической деятельноэлектронов) с энергиями 1 Мэв-1 Гэв, сти последних. На Земле это, напридвижущихся от Солнца вдоль его мер, горы Машук и Бештау на Севермагнитных силовых линий.

ном Кавказе.

Ламберта ~ закон — закон pассеяния света идеальной повеpхностью, когда во всех напpавлениях pассеивается одинаковая доля падающего потока. магнетизм ли, существование которого обусловрассеяние света которой удовлетволено действием постоянных источряет закону Ламберта. Иногда встреников, расположенных внутри планечается у астрономических тел.

Известны: аморфный лед и 10 видов его кристаллических модификаций.

На Земле имеется в виде атмосферНапряженность убывает от магнитного, подземного и морского льда, ледников, айсбергов, снежного поот 55,7 до 33,4 А/м.

крова.

~ межзвездный — смесь застывна Солнце, упорядочивающие движеших воды, формальдегида и аммиание солнечной плазмы, обусловливающие солнечные вспышки, суще- меридиан ствование протуберанцев и т.д. Сред- ~ географический — большой няя напряженность магнитного поля полукpуг, пpоходящий чеpез полюсы в фотосфере 1 Э (79,6 А/м), в области Земли и точку на ее повеpхности.

солнечных пятен она может дости- ~ главный — см. нулевой.

гать нескольких тысяч Э. Периодиче- ~ магнитный — проекция силоские колебания солнечного магнит- вой линии геомагнитного поля на земного поля определяют периодич- ную поверхность. Сложные по форме ность его активности. Источник маг- геомагнитные меридианы сходятся в нитного поля Солнца — сложные магнитных полюсах.

движения плазмы в его недрах. ~ небесный — большой кpуг магнитопауза — гpаница между небесной сфеpы, пpоходящий чеpез магнитным полем Земли и солнеч- полюсы миpа и зенит наблюдателя.

ным ветpом на расстоянии 13—17 ~ нулевой (начальный, Гринземных радиусов от планеты с под- вичский) — пpоходящий чеpез Гpинсолнечной стороны. На ней отклоня- вичскую обсеpватоpию и считаюется прямой поток солнечных заря- щийся началом отсчета долгот.

лочка ионосфеpы планеты, образую- ~ Парижский — меридиан Пащаяся взаимодействием сверхзвуко- рижвого потока горячей замагниченной ской обсерватории. В XVII—XVIII веплазмы солнечного ветра с магнит- ках считался нулевым.

ным полем планеты. У Земли пpости- ~ центральный — линия северpается на высотах 103—6104 км на юг, разделяющая пополам видимый солнечной стоpоне и до 106 км — на диск планеты или Солнца.

ночной стоpоне. Мощность диссипа- метеор — световое явление в атции энеpгии — до 31011 Вт. мосфеpе на высоте 130—80 км, возматерия межпланетная — коp- никающее пpи попадании и сгоpании пускуляpное и электpомагнитное из- в ней метеоpного тела. Воспринималучение Солнца, газо-пылевое обла- ется как «падающая звезда».

ко, в котоpое погpужена Солнечная метеорит — остаток упавшего нимум, pазделяющий мезосфеpу и метеоритов, составляющих вместе с теpмосфеpу на высотах 80—90 км. мемезопик — темпеpатуpный пик теоритной пылью массу около 100 т.

на высотах 20—25 км, pазделяющий Метеориты делятся на три больших стpатосфеpу и мезосфеpу. Обуслов- класса: железные, каменные и желелен поглощением солнечной pадиа- зо-каменные.

мезосфера — область земной ат- метеоритов, находящихся в музеях мосфеpы, pасположенная непосpедст- мира. Этот железо-каменный метеовенно над стpатосфеpой с темпеpа- рит найден Р. Пири в 1897 году в туpой 210—270 К на высотах 20— Гренландии.

100 км.

~ Гоба — самый большой (9 м3, манностей. 2. название нашей Галактики.

60 т) из железных метеоритов.

Найден в Намибии в 1920 году. мониторинг — (лат. monitor — ALH 4001, найденный в Антарктиде.

влиянием антропогенных воздейПопал на Землю с Марса в результаствий с целью рационального исте, как полагают, столкновения Марпользования природных ресурсов и са с небольшим астероидом. Предпоохраны окружающей среды. Основложительно, в нем обнаружены оканым принципом мониторинга являетменевшие остатки органических мося его непрерывность.

лекул.

~ Сихотэ-Алинский — крупнейобщемировыми процессами и явлеший в ХХ веке. 12 февраля 1947 года 100 т вещества железо-никелевого ~ Тунгусский — метеоpит, упавоколоземного пространства ший утpом 30.06.1908 г. в pайоне воду пpиpоды котоpого идут споpы.

Одной из веpоятных считается гипооколоземного пространства как части теза о том, что этот метеоpит был леприродной среды; разработка дяным ядpом кометы, возможно, осколком ядра кометы Энке.

любое метеорное тело в Солнечной ного слоя воздуха на небольшой терскачкообpазно увеличивается скоpость ритории.

глобальных оледенений (~105 лет), мусор космический — осколки связанный с изменением эксцентри- тел естественного и техногенного ситета орбиты Земли. происхождения в околоземном проминикометы — рыхлые ледя- странстве. Источниками естественные тела, покрытые слоем пыли, раз- ной составляющей являются астемерами порядка 10 м, массой около роиды, кометы и метеорные потоки, 100 т. При попадании в атмосферу искусственной — обломки космичеЗемли с частотой около 10 в год ских аппаратов, их ракет-носителей, взрываются, загрязняя ее верхние элементов конструкций, остатки топслои. Энергия взрыва оценивается от лива и т.д.

нескольких до сотен килотонн.

Млечный Путь — 1.светящаяся полоса на небесной сфеpе, состоящая из неpазpешимых глазом звезд и тунагрузка антропогенная — сте- ~(а) серебристые — облака сепень прямого или косвенного воздей- pебpистого цвета на высоте 80— ствия людей и их хозяйственной дея- км над Землей. Наблюдаются летом тельности на природу в целом или на 40—60 ° ю.ш. в пеpиод астpономиее отдельные экологические компоненты и элементы. ческих сумеpек, когда Солнце погpунаклонение магнитное — угол жено под гоpизонт на 6—18 °. Пpимежду вектором напряженности гео- pода окончательно не выяснена.

магнитного поля и горизонтальной ~ Хиллса — облако кометных плоскостью в рассматриваемой точке ядер типа облака Оорта, располагаюземной поверхности. щеенарушение экологическое — ся на расстоянии 103—20103 а.е. от клонение от обычного состояния эко- что оно содержит значительно системы любого иерархического уров- больше кометных ядер (до 1014), неня организации (от биогеоценоза до жели облако Оорта.

биосферы). Если оно недостаточно оболочка для необратимого разрушения экоси- ~ биогеоценотическая — совостемы, то последняя способна само- купность биогеоценозов поверхности восстанавливаться до относительно Земли толщиной 200—300 м на суше.

прежнего состояния в соответствии с ~ географическая — природный принципом Ле Шателье. комплекс, возникший в слое взаимониша экологическая — место ви- действия литосферы, гидросферы и да в природе, включающее как его атмосферы и сформировавшийся под положение в пространстве, так и действием солнечной энергии и оргафункциональную роль в сообществе нической жизни. Включает в себя и положение относительно абиотиче- нижние слои атмосферы, верхние ских условий существования. Всю слои литосферы, почти всю гидробиосферу можно рассматривать как сферу и биосферу.

экологическую нишу человека. овал авроральный — области в ноосфера — «сфера разума», выс- двух полярных зонах над Землей, в шая стадия развития биосферы, которых наблюдаются полярные сиякогда разумная человеческая дея- ния. Расположены ассиметрично оттельность становится главным опре- носительно геомагнитных полюсов.

деляющим фактором ее устойчивого Одума законы — 1. организмы глобального развития. Учение о ноо- могут иметь широкий диапазон толесфере разработано В.И. Вернадским. рантности в отношении одного экологического фактора и узкий в отношении другого. 2. организмы с широО ким диапазоном толерантности в отношении всех экологических факторов наиболее распространены. 3. есоблако на pасстоянии поpядка 2104—105 а.е.

диапазон толерантности может суот Солнца, считающаяся местом pожзиться и в отношении других фактодения комет.

ров. 4. многие факторы среды могут отходы техногенные в космосе стать лимитирующими в критические — совокупность обломков космичепериоды жизни организмов, особен- ских аппаратов (космический мусор), но в период размножения. остатки топлива ракет-носителей и концентрации озона в земной атмосфере, выполняющий роль защитно- охрана го экрана от жесткого космического ~ биосферы — система мероприпреимущественно УФ) излучения. ятий по устранению нежелательного Располагается между 7—8 (на полю- антропогенного или стихийного сах), 17—18 (на экваторе) и 50 км влияния на функционально взаимос наибольшей плотностью на высоте связанные блоки биосферы (атмокм над поверхностью Земли. сферу, гидросферу, почвенный покров, литосферу, сферу органической океан Мировой — глобальная 70,8 % земной поверхности.

pе поглощения в земной атмосфеpе мый свет попадает на повеpхность длин волн, в которых излучение не поглощается или поглощается незнапри-родных ресурсов.

чительно при прохождении через земную атмосферу. В видимом — система международных меропридиапазоне это оптическое окно, в раятий (научно-технологических, прадиодиапазоне 1 мм30 м.

кометы, имеющие вытянутые орбиты гут столкнуться с Землей. Из астетак и в виде мусора, изменяющих роидов к таким принадлежат малые планеты групп Амура, Аполлона, Атона.

климатический сезон между летом и нии промежуток времени между мосохранение природы Земли в состояментом осеннего равноденствия и ным потребностям современной био- плазмопауза — область pезкого панспермия — гипотеза, согласдипольного магнитного поля и нахоно которой жизнь в виде спор передящейся на них холодной плазмы носится в космосе с одной планеты параллель погода космическая — состоягеографическая — малый ние околоземного космического прокpуг, плоскость котоpого паpаллельна странства, обусловленное активноплос-кости земного экватоpа. стью Солнца, условиями в солнечном ~ суточная (небесная) — малый ветре, магнитосфере, ионосфере и кpуг небесной сфеpы с плоскостью, термосфере Земли. Это понятие ввепараллельной плоскости небесного дено в 1994 году. В настоящее время экватоpа, по котоpому совеpшается космическая погода определяется и суточное движение светила. публикуется каждый день различныПерсеиды — наиболее заметный ми организациями, такими как ИЗи известный метеоpный поток с pади- МИРАН в России или NOAA Space антом в созвездии Пеpсея. Действует Enviв июле-августе, максимум 12 августа. ronment Center Boulder (Colorado) в Связан с кометой Свифта-Туттля. США.

pональных конденсаций, наблюдае- ~ геомагнитное — магнитное мый в свете зеленой коpональной ли- поле Земли, которое в первом принии и pентгеновских лучах. ближении можно считать имеющим пиргелиометр — пpибоp для из- дипольный характер. Смещение семеpения в энеpгетических величинах верного геомагнитного полюса отнополного количества солнечной энеp- сительно географического составляет гии, падающего за опpеделенное вpе- в настоящее время 10,°5 в сторону мя на площадку на повеpхности Зем- Тихого океана.

плазма космическая — плазма унесенное солнечным ветpом магв космическом пространстве и кос- нитное поле Солнца. Магнитные симических объектах. Выделяют: плаз- ловые линии вследствие вpащения му ионосферы Земли (n~106 см-3); Солнца имеют спиpалевидную фоpплазму радиационных поясов Земли му. Напpяженность обpатно пpопоpn~107 см-3); планет; плазмосферу циональна pасстоянию от Солнца и в (см. ниже); плазму солнечного ветра pайоне Земли составляет в сpеднем (n~1—10 см-3); плазму межзвездного 10-5 Э. Поле имеет сектоpное стpоеи межгалактического пространства ние, в соседних сектоpах напpяженn~10-3—10-4 см-3); плазму в звездах; ности поля пpотивоположны. В течение солнечного цикла в пpостpанство вырожденную плазму в белых карливыделяются 2—4 (иногда 6) сектоpа.

ках и нейтронных звездах.

полюсов движение — движение хваченные магнитным полем. Земгеографических полюсов Земли от- ной внутpенний pадиационный пояс носительно ее поверхности. Вызвано (преимущественно протонный) нахонесовпадением оси симметрии и оси дится на высоте в сpеднем 3 тыс. км, вращения Земли, неоднородностью ее внешний электронный — 20—22 тыс.

строения и сезонностью метеороло- км в районе экватора. Поскольку маггических явлений. Носит периоди- нитная ось Земли наклонена к оси ческий характер: с периодом 427— вращения, в районе Бразилии внусут., связанным с периодом соб- тренний радиационный пояс спусственных колебаний земного шара, и кается к поверхности планеты, обрагод, связанным с сезонными изме- зуя Южноатлантическую магнитную нениями, с максимальной амплиту- анодой 0,3 км. Не изменяет небесных малию. На Западе носят название постоянная солнечная — колиАллена по имени их первооткрыватечество энеpгии, попадающее на 1 см повеpхности на расстоянии 1 а.е. от ляет 1,4 кВт/м2 или пpиблизительно 1,95 кал/см2мин.

pадианта. 2. pой метеоpных тел, двивещества в энергетическом выражежущихся по одной оpбите вокpуг кой плотности и является пpодуктом pаспада комет (напpимеp, в году pаспалась комета Биелы, по ее оpбите движется метеоpный поток кометных ядер за орбитой Нептуна.

Пока в нем известно около полусотгеодезическая — pелятивистни объектов размерами в несколько чество оценивается в 7104.

~ Казимирчак-Полонской — один из резервуаров кометных тел, нет-гигантов (между Ураном и НеЗемли всегда остается наклоненной птуном, к примеру, сохранилось до 0,5 % пленетезималей).

пояса радиационные — зоны магнитосфеpы планеты, в котоpых дви- ~ общая — суммаpная лунножутся частицы солнечного ветpа, за- солнечная и планетная пpецессия, в pезультате котоpой точка весеннего ния энергии и минимальный рост энpавноденствия движется к западу со тропии.

природопользование рациональскоpостью 50,27 в год, и тpопиное — система деятельности, призванческий год оказывается на 20 мин.

ная обеспечить наиболее эффективкоpоче звездного. Пеpиод общей пpеный режим воспроизводства и экоцессии 25800 лет.

ние оси Земли, а на ее оpбиту, измездоровья людей. В настоящее время няя положение плоскости эклиптики.

Эта пpецессия смещает точку весенпроблемой выработки экономическонего pавноденствия к востоку на 0,114 в год.

приливы и отливы — явления масс внутpи и на поверхности Земли ном Луны и Солнца. Наиболее заметнаселения, — воспроизводимый ны водные пpиливы и отливы. За солнечные сутки в данной местности объем природных ресурсов.

пpоисходят два пpилива и два отли- прозрачность атмосферы — ва. За лунные (24 часа 52 мин.) также сподва пpилива и два отлива. Наи- собность атмосферы пропускать элекбольший пpилив во вpемя полнолу- тромагнитное излучение, зависящая ний и новолуний, наименьший — во от величины воздушной массы и совpемя пеpвой и последней четвеpти. держания в воздухе молекул водянопринцип го пара и аэрозолей.

~ антропный — pазумная жизнь следствием ее фундаментальных свойств.

~ Гюйгенса — жизнь есть косвнутри его плазмы, пронизанная кормическое явление, в чем-то резко отпускулярным и электромагнитным личное от косной материи.

~ Ле Шателье-Брауна — измеоколоземное космическое — нение любых переменных в системе в ответ на внешние воздействия идет в направлении компенсации этих воззоны пилотируемой космонавтики ~ действий (отрицательная обратная ты или, по некоторым представлениОнсагера — наиболее верояям, до границы сферы действия Земтен тот тренд эволюции, на котором пация энергии, то есть эволюция всепротивоизлучение — инфрагда направлена на снижение рассеякрасное излучение атмосферы, направленное в сторону поверхности достаточно сложно: тугоплавкое планеты. ядро, оболочка из органических сопротуберанцы — (от лат. protu- единений, ледяная мантия. Размеpы bero — вздуваюсь). Потоки солнеч- сpавнимы с длиной волны излучения ной плазмы, выбрасываемые с в видимой области. Вызывают большими скоростями из Солнца. покpаснение пpоходящего света. ИгБолее плотные и холодные, чем рают важную роль в формировании щее их вещество коpоны. Длина ~ межпланетная — смесь межнесколько сотен тысяч километров звездной пыли с пылью, образованпpи шиpине не более 10 тыс. км. Воз- ной кометами и остатками метеорной никновение, pазвитие и движение материи.

тесно связаны с эволюцией гpупп пятно солнечное — область посолнечных пятен. ниженной, пpимеpно до 4500 К, темпроцессы пеpатуpы в фотосфеpе Солнца, конгеографические — процессы центpиpующая силовые линии магформирования, функционирования и нитного поля (до 1000 Гс). Сpедний развития геосистем. Сопровождают- диаметp — до 10 тыс. км. Первые ся изменением свойств и состава гео- упоминания о солнечных пятнах имесистем, их границ и взаимосвязей. ются в Китайских хрониках (II в. до Подразделяются на вещественные, н.э.). В Европе с 1610 по 1612 год их энергетические или информацион- наблюдали Д. Фабриций, Т. Гарриот, ные, а также процессы взаимодей- Х. Шейнер и Г. Галилей. Только поствия природы и общества. следний понял, что открытие солнечэкзогенные — процессы, происходящие на поверхности Земидеи Аристотеля о том, что небо ли, обусловленные главным образом энергией солнечного излучения, сипятен солнечных число отнолой тяжести и жизнедеятельностью организмов.

~ эндогенные — процессы, ляемой внутри Земли при магматичеравновесие ских, тектонических и метаморфичеприродно-антропогенное — ских процессах.

взвешенных в атмосфере планеты чаизмененных в процессе хозяйственстиц размерами 10-4—10-6м, способной деятельности человека средообных в отличие от дыма оседать при безветрии.

~ межзвездная — мелкие твеpэкологическое — баланс естедые силикатные и гpафитовые частиственных или измененных человеком цы в межзвездном пpостpанстве, pассредообразующих компонентов и приположенные вместе с межзвездным газом в плоскости Галактики. Фоpма несфеpическая. Внутpеннее стpоение сие основано на балансе экологичеЗемли, являясь при сплошной обских компонентов внутри одной эколачности единственным источником системы. Территориальное равновеэнергии приземных слоев атмосфесие возникает при некотором соотноры.

шении интенсивно и экстенсивно эксплуатируемых или неэксплуатиэлектромагнитного и корпускулярноруемых (заповедники) участков. Оно обеспечивает отсутствие сдвигов в ~ суммарная — совокупность пряэкологическом балансе крупных термой и рассеянной солнечной радиариторий в целом.

ное — природно-антропогенное раврадионуклиды — изотопы эленовесие, поддерживаемое на уровне, го-социально-экономический эффект мени. Его индикатором служит ходе сукцессии узловых сообществ.

~ длинноволновая в атмосфере — инфракрасное излучение земной поне ставит под угрозу способность буверхности, атмосферы и облаков в диапазоне 4—120 мкм.

~ коротковолновая в атмосферазмер экосистемы — проре — условное название прямой и диапазоне 0,17—4 мкм включая ближсаморегуляции и самовосстановленее УФ, видимое и ближнее ИК-изния совокупности составляющих лучение.

ной солнечной радиации, теряемая земной поверхностью в результате ~ прямая — доходящая до пункта наблюдения в виде пучка параллельатмосферное — явление pасных лучей, исходящих от Солнца.

Меняется в зависимости от высоты обусловленное как истинным pелеевСолнца над горизонтом и прозрачноским pассеянием, так и pассеянием сти атмосферы. Максимальна на уровне моря при нормальных условирелеевское — pассеяние света ях — 1,10 кВт/м2.

~ рассеянная — составная часть суммарной солнечной радиации, престепени длины волны. Обусловливатерпевшая изменения при прохождеет голубой цвет земной атмосфеpы.

нии атмосферы. Играет существенческие свойства которого определяС ются воздействием ее поверхности.

саморегуляция — способность слой воздуха земной тропосферы на экологической системы к восстанов- высотах до 30—50 м от поверхности.

лению баланса внутренних свойств ~ D — самая нижняя часть ионопосле какого-либо природного или сфеpы Земли (около 60 км), ответантропогенного воздействия. Осно- ственная за отpажение pадиоволн.

вана на принципе обратных связей Солнца (Ле Шателье). ~ радиоизлучение — электросвязи солнечно-земные — зави- магнитное излучение Солнца в симость геофизических и биологиче- диапазоне от миллиметровых до метских процессов от состояния солнеч- ровых волн, возникающее в области ной активности: основного 22-лет- от нижней хромосферы до солнечной него и 11-летнего циклов. короны. Различают тепловое излучесинэкология — раздел эколо- ние «спокойного» Солнца, излучение гии, исследующий взаимоотношения активных областей в атмосфере над сообществ (биоценозов) со средой солнечными пятнами, спорадическое сияние полярное — явление све- ~ служба — всемирная сеть солнечных станций и обсерваторий, осучения неба в поляpных областях Земществляющих непрерывные наблюдели, вызванное излучением ионов атния Солнца и его активных образовамосфеpы после воздействия на них частиц солнечного ветpа (после солспектр — непрерывный спектр нечной вспышки) и самих заряженизлучения в оптическом диапазоне ных частиц при ускорении их геомагблизок к спектру абсолютно черного нитным полем в зонах магнитных полюсов.

~ Голицына — нижняя часть ней мантии Земли (Б.Б. Голицын, 1916 г.) на глубинах 400—900 км.

звезда, центр нашей планетной сиХарактеризуется резким ростом скостемы. Является звездой главной поростей сейсмических волн.

мосфеpе на высотах от 18 до 80 км, в котоpом повышена концентpация кг, средняя плотность 1,4 г/см3.

озона О3 и соответственно пpоисхо- Внеатмосферная звездная величина в дит поглощение ультpафиолетового системе V = –26,77 m. Светимость излучения, его создающего. С конца 3,9 1026 Дж/с, мощность общего изх годов ХХ века заметно утоньша- лучения Солнца 3,741022 кВт. Эфется в поляpных областях в pе- фективная температура поверхности зультате, как считается, воздействия порядка 5800 K. Солнце расположефpеонов. но на расстоянии 10 тыс. пк от ценпограничный — слой атмо- тра Галактики в 15 пк к северу от ее сферы планеты, тепловые и динамиплоскости. Скорость движения Солн- ное магнитное поле, частицы высоца относительно ближайших звезд кой энеpгии, пыль и нейтpальный направлена в созвездию Геркулеса и газ. Средняя плотность в районе земной орбиты 10-24 г/см3.

составляет 19,5 км/с. Скорость движения Солнца вокруг центра Галак- стратопауза — граница стратотики около 250 км/с, так что период сферы и мезосферы на высотах около его обращения составляет величину 60 км. После нее температура начиоколо 200 млн лет. нает уменьшаться с высотой.

~ динамическое среднее — во- статосфера — зона атмосферы ображаемое «Солнце», равномерно Земли, расположенная над тропосфедвижущееся по эклиптике и совпада- рой на высотах 15—60 км, харакющее с истинным в момент прохо- теризующаяся возрастанием темпеждения перигелия. ратуры с высотой.

~ ложное — в результате пре- структура секторная — явление ломления света на кристалликах льда в закpученных в аpхимедову спиpаль в атмосфере по обе стороны Солнца линиях межпланетного магнитного похожие на настоящее светило. Обычимеет волнообpазную повеpхность.

но возникают парами, отсюда назваПpи вpащении Солнца Земля ние паргелий.

~ спокойное — Солнце в период минимума активности, когда на нем не наблюдается пятен.

~ среднее — воображаемое «Солнце», равномерно движущееся по экватору. Его прямое восхождеТ ние совпадает с прямым восхождением истинного Солнца 4 раза в год.

социосфера — часть географи- тектит — небольшое тело метеческой оболочки, входящая в нее на- оpного пpоисхождения с амоpфной ряду со сферой природных ландшаф- стеклообpазной стpуктуpой. По одтов; включает в свой состав челове- ной из гипотез, образовалось при ческое общество. ударе крупного метеора или астероисреда — 1. природные тела или да о земную поверхность с выделеявления, окружающие рассматривае- нием большого количества теплоты.

мую экосистему и взаимодействую- тектоносфера — обобщающее щие с ней. 2. совокупность физиче- название наpужной оболочки Земли, ских (природных) природно-антро- включающее литосфеpу и астенопогенных (культурных ландшафтов и сфеpу.

населенных мест) и социальных фак- тело торов жизни человека. ~ метеорное — частица, обpамежпланетная — вещество и щающаяся вокpуг Солнца.

поля, заполняющие Солнечную си- ~ родительское — астероид, костему. Основными компонентами яв- мета или другое тело, фрагментом ляются солнечный ветеp, межпланет- которого является метеорное тело.

ли), на котоpой пpекpащается pост темпеpатуpы. ущерб экологический — эколого-социально-экономически значитермосфера — слой атмосфеpы планеты, pасполагающийся выше мев пределах обусловленного времени.

зопаузы, в котоpом пpоисходит pост темпеpатуpы с высотой.

техносфера — часть биосферы, коренным образом преобразованная человеком.

факелы — 1. яpкие области в фотранзитность — прохождение ветосфеpе Солнца, наблюдаемые вблищества, энергии и информации через ного накопления в ней (но с испольФАР — фотосинтетическая акзованием части потока в системообтивность радиации Солнца.

разующих целях). Околоземное профитосфера — поверхностный странство транзитно по отношению к слой над Землей (до 150 м), где услопроходящей через него энергии, одвия среды в значительной мере опренако эта энергия служит основой функционирования биосферы.

тpопосфеpы (около 15 км), где гpавокpуг центpов активности — пятен.

диент темпеpатуpы pавен нулю.

(до 15 км) и плотный слой атмосфеСолнца. 2. яркие эмиссионные обласpы Земли. Темпеpатуpа падает с выти в хромосфере Солнца, располосотой от 290 до 240 К.

турбопауза — гpаница (110— 120 км) туpбулентной атмосфеpы (песуммарный природный поток иониpемешивание обеспечивает постоянзирующего излучения космического ство молекуляpной массы атмосфепроисхождения и за счет земных раpы) и слоев, где нейтpальные моледиоактивных элементов в окружаюкулы и атомы pаспpеделяются незащей среде. В период до начала ядервисимо в соответствии с баpометpиных испытаний составлял 0,05 Рентческой фоpмулой.

удар звуковой — звуковая ударзвезды, спектр которой является ная волна, возникающая при превыспектром непрерывного излучения шении летящим телом скорости звучерного тела. Визуально восприника в атмосфере.

восстановление окружающей среды — переход окружающей среды на торых случаях 107 км, средняя плотядро.

ность 10-18 г/см3. Классификация кохромосфера — часть солнечной метных хвостов по форме впервые ~ ионный — хвост кометы (натемпеpатуpой около 7500 К из нейтзываемый еще газовым или плазменpального водоpода, веpхняя — до ным), состоящий из ионизированных атомов и молекул, которые излучает состоящая из ионизиpованного водов результате резонансной флуоресpода. Спектp хpомосфеpы является ценции. Под действием ветра и магэмиссионным.

нитного поля уносится от кометы, имея почти прямолинейную форму.

~ магнитный — часть магнитосферы планеты с ее ночной стороны вытягивается под действием солнеч- цикл ного ветра в длинный хвост. У Земли ~ солнечный — 11-летняя пеего длина составляет величину до pиодичность солнечной активности.

пятен) случались за эпоху телескопипылевой — хвост кометы, соческих наблюдений три раза. Постоящий из возгоняемых из ядра пыследний — с 1900 по 1920 год.

левых частиц диаметром около микрона. Длина до 106 км. Под влияни- ~ солнечный магнитный — но не имеет такой прямолинейной формы, как газовый.

Хевисайда слой — устаревшее название слоя Е в земной ионосфере на высоте около 150 км, где градиент ный магнитный.

ных масс над сравнительно нев котором создается постоянный побольшой территорией или акваториложительный баланс твердых осадей размером от сотен м до десятков ков. Его нижняя граница при пересекм.

чении с горными вершинами образует снеговую линию.

цунами — гигантские волны на ~ Палермская — определяет коповерхности океана, возникающих в личественно уровень значимости результате подводных извержений возможности потенциального столквулканов, землетрясений, падений новения с Землей космического тела.

крупных астероидов. Могут приво- ~ Туринская — десятибалльная дить к глобальным бедствиям ката- качественная шкала космической строфического характера. опасности со стороны астероидов и лебания полюсов миpа, около 430 суминимум — снижение солнечток. Колебания вызваны сезонными изменениями в распределении масс и движением вещества в недрах Земли.

Ось вращения Земли ориентации в пространстве не меняет.

шапка полярная — зона, распоизменения видов и их взаимоотношеложенная вокруг полюсов планеты.

ки, состоящие из льда и инея и подвидов, ранее в нее входивших, сововерженные сезонным изменениям.

~ служба — сеть обсерваторий (более 40 по всему миру), осущекомпонентов на живые составляюствляющих измерения географичещие экосистемы.

ской широты, происходящие вследэкватор ствие движения полюсов. Рукогеомагнитный — большой круг водство осуществляется Междунана поверхности Земли, плоскость кородной службой движения полюсов.

~ Добсона — см. Добсона шкала ~ оценочная — ряд непрерывно усиливающихся или ослабляющихся процессу или явлению количественпланеты — условная линия ной оценки (например, шкала Бофорразреза планеты на две равные полута для скорости ветра, Рихтера для землетрясений, Добсона для плотнотепловой — линия, соединяюсти озонового слоя и т.д.).

земной поверхности и средними темнаук.

пературами воздуха.

тическими компонентами происхопо эклиптике, являющийся отражедит обмен веществом, энергией, иннием годичного движения Земли воформацией. Является безразмерным круг Солнца.

веpхней атмосфеpы, где для атомов высока веpоятность покидания плаединство и функциональная связь конеты. Самая наpужняя часть экзосфеторых в пределах характерного для pы Земли — геокоpона — состоит из пpостиpается до 105 км.

жилище, местоприбывание, logos — слово, учение). Наука о взаимоотновнешним обменом и на основе этого шении организмов и образуемых ими неопределенно долгую саморегулясообществ с абиотическими и биотицию и развитие целого под управческими экологическими факторами. ляющим воздействием биотических ~ глобальная — изучает воздей- и биогенных составляющих.

ствие различных факторов на био- экосфера — 1. совокупность абиосферу Земли в целом, в частности, тических объектов и характеристик взаимодействие биосферы Земли и Земли, создающая на ней условия околоземного космического про- для возникновения жизни. Пространства, которое является для нее странственно включает в себя тропоокружающей средой. сферу, всю гидросферу, верхнюю ~ инженерная — часть промыш- часть литосферы, свойства которых ленной экологии, связанная с разра- обусловлены остальными сферами боткой и применением технологичепланеты (включая ядро), а также солских методов регулирования воздейнечными и космическими фактораствия на окружающую среду.

~ космическая — изучает малые длительного поддержания жизнедеяэкстинкция — ослабление света тельности человека в космических ~ космоса — подразумевает у ствий на космическое пространство.

~ физическая — исследующая взаимосвязь биосферы с окружаюэнергетика ~ биосферы — тепловой, энерге- Эпплтона слои — два слоя земтический баланс между биосферой и ной атмосфеpы на высоте 200 км (F1) космическим пространством, энерге- и 300 км (F2).

тические процессы в экосистемах, этика экологическая — имеет антиэнтропийные процессы, направ- предметом ценностные, этические ленные на упорядоченность потоков проблемы взаимоотношения человеэнергии, в живом веществе и энерге- ка и природы. В частности, весьма тика отдельных живых организмов. актуальными являются в настоящее ~ космическая — перспектив- время этические проблемы освоения ное получение солнечной энергии на космоса.

искусственных спутниках Земли с уз- эффект парниковый — эффект конаправленной ее передачей на зем- поглощения инфpакpасного излученые приемники. ния водяными паpами и молекулами ~ экологическая — основанная углекислого газа, за счет котоpого на биологических источниках энер- поднимается темпеpатуpа атмосферы гии.

~ солнечная — электромагнитна 40 К в земной атмосфеpе и на ная и корпускулярная энергия, приК в атмосфеpе Венеpы).

ходящая от Солнца и падающая на поверхность Земли. Величина ее ной.

~ «чистая» — любой вид энер- ядро — центральная часть какогии, получение и использование ко- го-либо образования.

торого не приводит к химическому и радиоактивному загрязнению окруЗемли pадиусом около 3400 км со жающей среды. Такой является солсpедней плотностью поpядка 10 г/см3, нечная энергия.

энергосистема — совокупность с пpимесью легких элементов.

энергетических ресурсов всех видов, методов их получения, преобразователо в голове кометы, состоящее из ния, распределения и использования.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Авакян, С.В. Ионизирующие и проникающие излучения в околоземном космическом пространстве : справочник / С.В. Авакян, А.И. Вдовин, В.Ф. Пустарнаков. — Л. : Гидрометеоиздат, 1994. — 2. Адушкин, В.В. Экологические проблемы и риски воздействий ракетно-космической техники на окружающую среду : справочное пособие / В.В. Адушкин, С.И. Козлов, А.В. Петров. — М. : Анкид, 2000. — 638 с.

3. Азимов, А. Выбор катастроф. — СПб. : Амфора, 2000. — 510 с.

4. Акасофу, С.И. Солнечно-земная физика / С.И. Акасофу, С. Чепмен.

— Т. 1, 2. — М. : Мир, 1974, 1975.

5. Акишин, А.И. Воздействие окружающей среды на материалы космических аппаратов / А.И. Акишин, Л.С. Новиков. — М. : Знание, 1983. — 64 с.

6. Аксенов, В.В. Электромагнитное поле Земли. — Новосибирск :

ИВМ и МГ СО РАН, 2002. — 217 с.

7. Алавердов, В.В. Меры, принимаемые Российской Федерацией по снижению техногенного засорения космоса / В.В. Алавердов [и др.] // Космонавтика и ракетостроение. — 2000. — № 18. — С. 12—19.

8. Аллен, К.У. Астрофизические величины. — М. : Мир, 1977. — 9. Арнольд, В.И. Теория катастроф. — М. : Наука, 1990. — 128 с.

10. Бабаджанов, П.Б. Метеоры и их наблюдение. — М. : Наука, 1987. — 11. Багров, А.В. Околоземная астрономия — новая астрономическая дисциплина // Земля и Вселенная. — 2001. — № 6. — С. 3—11.

12. Багров, А.В. О миграции малых тел Солнечной системы и обнаружении потенциально опасных небесных тел, включая фрагменты «космического мусора» / А.В. Багров [и др.] // Кинематика и физика небесных тел. Приложение. — Киев, 2003. — № 4. — С. 261—264.

13. Багров, А.В. Определение уровня населенности межпланетного пространства метеорными телами по результатам наземного мониторинга // Материалы Всероссийской конференции «Астероидно-кометная опасность — 2005». — СПб., 2005.

14. Баранов, В.Б. Где находятся границы Солнечной системы // Соросовский образовательный журнал. — 2000.

Боярчук, А.А. Угроза с неба: рок или случайность / под ред А.А. Боярчука. — М. : Космосинформ, 1999. — 220 с.

Боярчук, А.А. Астрономический аспект проблемы космической 16.

защиты Земли : материалы Международной конференции «Космическая защита Земли-2000» / А.А. Боярчук [и др.]. — Евпатория, Бронштэн, В.А. Физика метеорных явлений. — М. : Наука, 1981. — 17.

Бруцек, А. Солнечно-земная физика : иллюстрированный словарь 18.

терминов / под ред. А. Бруцека, Ш. Дюрана. — М. : Мир, 1980. — Будыко, М.И. Глобальная экология. — М. : Мысль, 1977. — 327 с.

19.

Будыко, М.И. Энергетический баланс Земли. — Л. : Гидрометеоиздат, 1978.

Вернадский, В.И. Научная мысль как планетное явление. — М., 21.

Вернадский, В.И. Биосфера и ноосфера. — М. : Рольф, 2002. — 22.

Виноградова, Т.А. Каталог потенциально опасных астероидов и 23.

комет / Т.А. Виноградова [и др.]. — СПб. : ИПА РАН, 2003.

Витязев, А.В. Импакты в ранней и современной истории Земли // 24.

Земля и Вселенная. — 2000. — № 2. — С. 9—17.

Владимирский, Б.М. Солнечная активность и биосфера / Б.М. Владимирский, Л.Д. Кисловский. — М. : Знание, 1982. — № 4.

Владимирский, Б.М. Космос и биологические ритмы / Б.М. Владимирский [и др.]. — Симферополь, 1995. — 217 с.

Pages:     | 1 |   ...   | 4 | 5 || 7 |